Малая авиация в России на грани исчезновения. Даже в сравнении с СССР, не говоря уже об Америке и Европе, где личный самолет — норма жизни: кому покататься, а кому за стадами присмотреть, поля обработать да жену в роддом отвезти. У нас же свободно не полетаешь, в отличие от той же Калифорнии, где пошел на аэродром на окраине деревни, вышел в эфир, запустил движок — и добро пожаловать на взлет. Аэродромы исчезают, матчасть выбывает по причине износа. А новой нет. Хотя и мощности по производству самолетов остались, и оснастка (например, на четырехместный Як-18Т) в наличии, и новые типы разработаны. Да только «без двигателя нет самолета». А двигателей нет. Серийных двигателей, подходящих для Як-18Т, Як-152, Ил-103, других наших машин, — нет.
Автомобильные есть, турбореактивные для лайнеров и истребителей есть, даже вот турбовинтовые для вертолетов начали появляться. А поршневых самолетных — нет.
Может, тогда приспособить автомобильные?
Отстали на полвека
Вообще-то автомобильные моторы, доработанные (иногда изрядно) для малой авиации, — редкость, но не невидаль. Как и авиационные на автомобилях. Любители авиации вспомнят как минимум модификацию двигателя Porsche 911 Turbo для малой авиации, а фанаты автомобильной истории — прославленный в одноименном фильме Фрэнсиса Форда Копполы Tucker конца 1940-х, оснащенный двигателем Continental. Сейчас наиболее популярные автомобильные двигатели для легких самолетов и вертолетов — Subaru ЕА-81 и ЕJ-22. Производитель выпускает готовые сертифицированные «киты» для их конвертации в авиаверсию (понижающий редуктор, турбокомпрессор, карбюраторы Bing или Weber, двойное зажигание, генератор увеличенной мощности).
Но то на Западе. В СССР пути авиаторов и автомобилестроителей не пересекались с конца 1930-х. После войны автомобильные двигатели медленно, но верно эволюционировали: с точки зрения и надежности, и малообслуживаемости, и технического совершенства — от удельного веса до удельного расхода топлива и масла. В малой же авиации рабочей лошадкой служили и служат модификации двигателя М-14 разработки 1948 года, конструктивно и технологически восходящего к середине 1930-х.
Но и эти прожорливые, дорогие в производстве, сложные и проблемные в эксплуатации двигатели перестали выпускаться лет пятнадцать назад. И пилотам-любителям приходится или латать и «добивать» это в полном смысле старье, или выискивать на румынских складах последние из выпущенных по лицензии «эм-четырнадцатых». Ну или покупать американские моторы, «Лайку» или «Контика», как ласково прозвали Lycoming и Continental наши авиаторы, — вместе с предназначенными для них самолетами, поскольку на «Як» их не поставишь: маловаты будут.