Традиционное послание президента страны Федеральному собранию в содержательном плане практически всегда оказывается нетрадиционным. При том что в центре внимания постоянно оказываются стратегические национальные интересы и национальные цели России, расставляемые главой государства акценты, приоритеты действий имеют ощутимую специфику. В этом году первым пунктом и одновременно центральной темой послания закономерно стали проблемы социальной сферы и социальной политики государства. Однако обратило на себя внимание то, что в контексте их обсуждения президент отвел заметное место вопросам экологии и изменения климата. Это внимание со стороны отечественной и зарубежной аудитории еще более усилилось на следующий день после послания Владимира Путина в связи с его видеовыступлением на климатическом саммите глав более сорока государств, организованном по инициативе президента США.
В отличие от общемирового дискурса, в котором доминируют темы климата и низкоуглеродного развития, в послании президента национальной аудитории основное внимание было уделено экологическим проблемам и их решению.
Перестать умирать от удушья
Такая расстановка приоритетов полностью оправдана не только масштабными последствиями недавних чрезвычайных ситуаций в ряде районов Сибири и других регионов страны, но и той ценой, которую платит Россия за повседневное загрязнение окружающей среды. По оценкам, только с загрязнением воздуха связаны преждевременная смертность примерно ста тысяч человек в год и социально-экономический ущерб в размере около пяти процентов ВВП (что, кстати, на порядок превышает текущий ущерб от бедствий климатического характера). Поэтому актуальным и обоснованным является предложение президента России не ограничиваться установленной федеральным проектом «Чистый воздух» к 2024 году целью снижения вредных выбросов на 20% в 12 крупнейших промышленных центрах, но расширить такое квотирование на все города, где остро стоит проблема качества воздуха, а таковых в стране насчитывается более сорока.
Тем не менее этой меры может оказаться недостаточно для повышения качества жизни горожан в обозримом будущем, если в качестве целевого критерия не будет установлен безопасный уровень (норматив) концентрации вредных веществ в воздухе, о котором нет речи в упомянутом федеральном проекте. Лишь в этом случае объем снижения выбросов может быть индикатором реального положительного изменения экологической ситуации и стать основанием для государственной поддержки проектов бизнеса по экологической модернизации предприятий.