«Восточный союз» — так назвали три розничные сети, работающие в Сибири и на Дальнем Востоке под брендами «Красный Яр» (Красноярск), «Самбери» (Хабаровск) и «Слата» (Иркутск), свой альянс, который они заключили на прошлой неделе. Совокупная выручка участников альянса в 2020 году составила 120 млрд рублей, что позволяет ему претендовать на место в десятке крупнейших российских сетей. Управляющей компанией стало ООО «Восточные розничные сети», объединившее в равных долях управляющие компании сетей — красноярское ООО «Смарт», хабаровскую «ДВ Невада» и иркутское ООО «Маяк». Возглавит компанию Ольга Наумова, в послужном списке которой высшие руководящие должности в двух крупнейших отечественных ритейлерах — «Пятерочке» и «Магните». Ольга Наумова сообщила СМИ, что цель альянса — достижение «долгосрочного экономического эффекта для участников за счет комплексного решения общих задач». Судя по всему, речь идет о централизации многих однотипных бизнес-процессов, характерных для розницы: категорийного менеджмента, закупок, развития собственных торговых марок (СТМ), онлайн-торговли, маркетинга, ИТ-решений, логистики и проч. Кроме того, участники альянса будут использовать общую базу данных, совместно оптимизировать расходы на развитие, делиться лучшими бизнес-практиками. Планируется совместно определять стратегию развития.
Однако сети намерены работать пока под своими брендами, что дало некоторым наблюдателям повод говорить: каждая сеть хочет сохранить за собой уже осваиваемый ею ареал, что, впрочем, не отменяет выгод объединения. Во-первых, оно позволит самим объединяющимся избежать лобового столкновения при освоении сибирских и дальневосточных пространств. «Мы знаем повадки рынка ритейла увлекаться ценовыми войнами и иными лобовыми движениями», — замечает Сергей Макшанов, руководитель ГК «Институт тренинга — АРБ Про». Во-вторых, объединение даст региональным игрокам возможность в перспективе достойно встретить у себя в регионах федеральных игроков, таких как лидеры рынка X5 Retail Group или «Магнит».