Автомобилестроительная отрасль Турции переживает серьезные изменения. Еще сравнительно недавно она концентрировалась исключительно на сборочном производстве легковых машин иностранных брендов. Сегодня сектор становится все более наукоемким и производит все больше добавленной стоимости.
Все более заметным становится турецкое автомобилестроение и по объемам производства. В 2020 году страна произвела 1,3 млн автомобилей — 14-й результат в мире. Еще более весомы позиции Турции в выпуске легких коммерческих автомобилей (LCV). В прошлом году их было произведено в стране 410 тыс. штук — второй результат в Европе. В общем объеме выпуска заметную долю занимает экспорт: за рубеж направляется 15,1% произведенных легковых авто и 5,7% LCV.
Чтобы понять, каким образом турецкая автоиндустрия вышла на эти рубежи, следует оглянуться в прошлое. Автопром в XX веке, безусловно, был — и до сих пор в некоторой степени остается — символом производственной мощи страны. Наличие собственного автомобильного бренда рассматривалось не иначе как маркер экономического суверенитета государства.
Первая попытка наладить автомобильное производство в Турции относится к 1929 году. Американская Ford Motor Company открыла в Стамбуле завод по выпуску автомобилей, тракторов и грузовиков. Были даже планы наладить экспорт машин в Советский Союз. Однако планам этим не суждено было сбыться — сказались негативные эффекты глобального экономического кризиса 1930-х годов, к тому же Ford построил свой завод и в СССР, в городе Горьком. А стамбульское предприятие закрылось в 1934-м.
Очередная попытка создать автомобильную отрасль в стране последовала лишь четверть века спустя. В послевоенные годы в Турции личный автомобиль был предметом роскоши, им обладали лишь избранные — все машины импортировались, а по уровню автомобилизации страна находилась далеко в хвосте не только развитых автомобильных держав, но и многих развивающихся государств. Так, в 1954 году в США приходилось три человека на один автомобиль, во Франции — 16 человек, в Италии — 64, в Мексике — 105, в Бразилии — 141, а в Турции — 804 человека.
Постепенно идея создания собственного автопрома становится императивом в правящих кругах страны. Она была упакована в довольно популярную в те годы концепцию импортозамещающей индустриализации. В рамках этой стратегии в 1960 году была учреждена Организация государственного планирования (ОГП), которая занялась разработкой пятилетних планов экономического развития. Одной из первейших задач, поставленных ОГП, было создание национального автомобиля. Всего за несколько месяцев был разработан прототип автомобиля под маркой Devrim («Революция» в переводе с турецкого), но его массовое производство по разным причинам так и не удалось наладить.