Книга Сары Фрайер описывает историю экономического чуда отдельно взятой социальной сети. Уже в третьей главе Instagram, созданный на заре становления социальных сетей айти-умельцами Кевином Систромом и Майком Кригером, покупает Марк Цукерберг за миллиард долларов. Это происходит словно само собой. Сара Фрайер очень старается вместить в эти три головы максимум известных ей подробностей, но, увы, факты превалируют над эмоциями, поэтому становление социальной сети происходит слишком предсказуемо — никакого саспенса, получится или нет, — словно бы Кригер и Систром родились для того, чтобы заработать на созданном им продукте миллиард долларов. Да, им удалось увидеть будущее: они догадались, что однажды фотографировать и размещать фото в Сети будет так же просто, как дышать. Возможно, этот прогноз вкупе с продиктованным им реальными действиями и в самом деле стоит таких денег, но почему-то их никому не удалось опередить. И даже Марк Цукерберг не рискнул конкурировать с ними.
Создатели Instagram каким-то чудом догадались, что наступит день, когда людям будут не нужны слова и они будут общаться с помощью фотографий. Чтобы написать сообщение в твиттере, даже длиной сто сорок знаков, все равно требуются усилия, это все равно шаг в неизвестность, когда ты не понимаешь, как твое слово отзовется в умах читателей, какие логические цепочки в них запустит. И другое дело фотография: ее обнародование не требует никаких интеллектуальных усилий, ты ее выкладываешь, и люди всё понимают про то, что с тобой в этот момент происходит, о чем ты думаешь, какое у тебя эмоциональное состояние. Instagram открыл новую эру коммуникации в жизни человечества, и, судя по востребованности, оно вздохнуло с облегчением. Людям нужна была пауза в производстве текстов, они хотели просто смотреть, и Instagram дал им такую возможность. Второй шаг, который сделали Систром и Кригер, — создание фильтров и максимальное упрощение их использования.
Зарабатывать деньги, по мнению Цукерберга, можно только тогда, когда сеть достаточно сильна и представляет для пользователей такую ценность, что ни реклама, ни другие действия не смогут их отпугнуть. Пользователи Facebook комфортно чувствовали себя, делясь личными данными в социальной сети еще до того, как у них появились какие-либо причины сомневаться в мотивах сайта
Но надо отдать должное и Марку Цукербергу: видимо, он догадывался, что картинки — это слабое место Facebook, и это проблема не столько внешняя, сколько внутренняя. Созданная им сеть объединила сотни миллионов людей, и ее сильной стороной была как раз словесная коммуникация, но не картинки. Характерно, что Instagram до сих пор не пытается усовершенствовать используемую в нем не самую удобную систему обмена сообщениями и комментирования постов. Они всего лишь читаемы, но не более того. Тогда как в Facebook дискуссия может оказаться интереснее того сообщения, которое ее спровоцировало. Facebook, в отличие от Instagram, перегружен всевозможными примочками и зачастую этим раздражает, как и прихотливым алгоритмом, который распоряжается постами внутри сети по своему усмотрению: хочет — показывает их всем остальным, хочет — нет. Instagram прост и странным образам даже не пытается адаптироваться к экрану компьютера и планшета, подчеркивая, что основное место обитания пользователей — смартфон.