Так, «НоваТЭК» и «Северсталь» подписали меморандум о сотрудничестве в области водородной энергетики. Речь идет, с одной стороны, о производстве «голубого» водорода, что предполагает улавливание и утилизацию СО2 при получении водорода из природного газа, а с другой — о разработке «требований, стандартов и инжиниринговых решений для производства и поставки трубопроводов для транспорта водорода, турбин, систем хранения водорода и емкостей для транспортировки водорода». Это делается с прицелом на то, чтобы в будущем использовать водород при производстве стали и тем самым снижать углеродный след металлургического производства.
Та же цель — уменьшить углеродный след — и у НЛМК, заявившего о намерении создать на базе Стойленского ГОКа производство горячебрикетированного железа (ГБЖ) методом прямого восстановления железа водородом, полученным в процессе парового риформинга природного газа. Проект предполагает инвестиции в размере около 250 млрд рублей. На выходе — 2,5 млн тонн ГБЖ. НЛМК сейчас выбирает конкретную технологию и поставщиков оборудования. Подобного рода производство намерен построить и Анатолий Седых, бенефициар Объединенной металлургической компании (см. «ОМК “заметает” углеродный след», «Эксперт» № 18 за 2021 год).
Технологию прямого восстановления железа уже давно использует «Металлоинвест». И намерен расширять эту практику. Аффилированная с ним компания «Михайловский ГБЖ» заключила на ПМЭФ соглашение со Сбером о стратегическом сотрудничестве в проекте строительства завода по производству горячебрикетированного железа мощностью более двух миллионов тонн. Банк намерен открыть компании кредитную линию в размере до 620 млн долларов.
Пока существующие и перспективные водородные проекты российских металлургов связаны с получением этого газа из метана. Но «Металлоинвест» готов пойти дальше. Он, компания «Русатом Оверсиз» (входит в ГК «Росатом») и Air Liquide (Франция) подписали меморандум, цель которого — изучение возможности не только производить водород методом паровой конверсии метана, но и получать его с помощью электролиза за счет использования электроэнергии с низким углеродным следом. Заявляется, что в долгосрочной перспективе «Металлоинвест» планирует полностью перейти на использование водорода в установках металлизации.
Уже упомянутый «Русатом Оверсиз» заявил, что до конца этого года войдет в состав акционеров компании «ТМХ — Энергетические решения» (входит в Трансмашхолдинг, ТМХ). Напомним, что одним из проектов ТМХ и «Русатома Оверсиз» является создание поезда на водородной тяге, опытный образец которого обещают представить публике в 2024 году.
Вне экологической повестки стоит выделить соглашение «Русской платины», ВЭБ и ВТБ о разработке Черногорского месторождения в Красноярском крае. Заявлено, что общий объем инвестиций может превысить 570 млрд рублей, из них примерно 190 млрд пойдут на финансирование первой очереди. Она включает в себя строительство горно-обогатительного комплекса, способного перерабатывать до семи миллионов тонн руды в год. Впрочем, пока остается неясным, как будут построены взаимоотношения «Русской платины» с «Норникелем» Владимира Потанина: ему принадлежит критичная для разработки «Черногорки» инфраструктура. В 2018 году стороны объявляли о создании СП «Арктик Палладий», однако затем альянс распался, и теперь есть лишь договоренность об операционном партнерстве, в рамках которого «Норникель» обеспечивает «Русской платине» доступ к своей инфраструктуре и выкупает полученную продукцию. Но каких-либо подробностей здесь пока нет.
«НоваТЭК» более конкретен: он уже законтрактовал долгосрочные поставки сжиженного природного газа с еще не пущенного завода «Арктик СПГ — 2». Китайская компания Zhejiang Energy будет получать до миллиона тонн СПГ в течение 15 лет. Топливо станут поставлять на СПГ-терминалы Zhejiang Energy в Китае, в том числе для новых электрогенерирующих мощностей. (Подробнее о ПМЭФ-2021 см. стр. 42.)