Бизнес в разных сферах пережил пандемию совершенно по-разному. Сельское хозяйство смогло быстро адаптироваться к ситуации и даже получить приличные преимущества. Люди едят каждый день, а во время карантина потребление продуктов только выросло. Потребителю захотелось чего-то особенного, интересного, поэтому очень востребованной стала фермерская продукция. Такие предприятия начали активно сотрудничать с сервисами доставки и курьерскими службами, и люди получили возможность иметь домашнюю еду на столе, не приходя на рынок. В итоге после пандемии предпринимательство в сельском хозяйстве чувствует подъем.
Президент Агропродовольственного фонда «Своё» Андрей Даниленко рассказал «Эксперту», почему люди активнее интересуются экологичной едой, кто становится фермерами и почему их будет становиться все больше
— Пандемия изменила и запросы потребителей?
— Однозначно. Еда тоже радость, особенно на карантине. Людям захотелось пробовать что-то новое, необычное. Если раньше люди выращивали зерно, картошку и что-то подобное, то сейчас сегмент фермерства больше ориентирован на готовую продукцию — колбасы, сыры, пельмени. Отношение к качеству продукции также стало более трепетным: потребитель все больше начинает интересоваться составом продукта — из чего он сделан, что используется при производстве, какого сорта мука, зерно, молоко и даже чем кормят коров. Люди стали тщательнее следить за своим здоровьем.
— Современные фермеры — кто они такие?
— Сейчас появилось большое количество людей, у которых хобби и обычная дачная деятельность превратилась в то, что они сначала стали производить продукцию для друзей, знакомых, соседей, а потом и на продажу. Сегмент таких фермеров рос и до коронавируса, но пандемия значительно ускорила этот процесс. Как правило, фермерством занимаются люди с хорошим образованием, большой профессиональным опытом в другой сфере. Мы с вами живем в такое время, когда сменить за жизнь две-три профессии — нормальное явление. Нефтяники, авиастроители, врачи — многие тянутся к селу.
— Выходит, пандемия показала запрос на обратную урбанизацию?
— Именно так. Для людей, которые хотят уехать из города в сельскую местность, фермерство — это вариант занятости. Я раньше к фермерству относился очень спокойно с той точки зрения, что индустриальное производство всегда будет впереди. Но когда я смотрю на цифры — 14 процентов производства уже составляют фермерские хозяйства — понимаю, что это серьезный результат.
— Чем обусловлена новая социальная инициатива Россельхозбанка — инфраструктурное партнерство фермерских хозяйств? Чем она может быть полезна?
— Россельхозбанк — опорный банк агропромышленного сектора и поэтому заинтересован не просто в кредитовании сельского хозяйства, но и в стимулировании развития отрасли. Банк сегодня держит руку на пульсе всего, что происходит в секторе.
Россельхозбанк видит тренд на фермерство и, естественно, реагирует на растущий сегмент, поддерживает, правильным образом стимулирует.
Помимо поддержки уже существующих фермерских хозяйств за счет различных инструментов, среди которых, например, маркетплейс «Свое.Родное» и многие другие, банк способствует и созданию новых рентабельных КФХ. Для этих целей был запущен проект «Школа фермера», где учащиеся получают не только теоретическое, но и практическое обучение и представляют работающий бизнес-план.
Когда хозяйства возникают, появляется и понимание, ради чего строить школы, сады, медицинские учреждения. Приезжают люди, которым приходят в голову креативные идеи: почему бы не сделать маленький зоопарк, кафе, арт-пространство? Они превращают умирающую деревню в живую цветущую местность. Конечно, таких людей нужно стимулировать. Россельхозбанк видит эту тенденцию и понимает, что ее нужно поддерживать, потому что это не только клиентская база, но и инфраструктура, которая будет способствовать развитию аграрного сектора в целом. Поддержка малых форм организации производства настолько важна для банка, что председатель правления банка Борис Листов лично курирует это направление.
— Как появился фонд «Своё»? В чем его цели и задачи?
— Я в сельском хозяйстве более двадцати пяти лет. На каком-то этапе я понял, что все связанное с едой — очень важная эмоциональная тема для каждого. В то же время существует огромное количество мифов и предрассудков касательно того, как еда производится, где выращивается, что в ней содержится. Я понял, что людям необходим ликбез. Я рассказал Россельхозбанку и Минсельхозу о своих идеях, и их реакция не заставила долго ждать: они согласились с тем, что такой проект нужен, и поддержали создание фонда. Теперь, когда проект воплотился в жизнь, его самыми яркими представителями стали фермеры, на примере которых как раз можно показывать, какая бывает еда, как она производится, из чего. Фонд только на старте своего развития, но у нас очень большие планы. В первую очередь мы хотим быть поддержкой для развития аграрного сектора, а также источником полезной и достоверной информации для государства и сельхозтоваропроизводителей. Но в то же время мы делимся объективной и надежной информацией с потребителями.