Инициатива Пояса и Пути (ИПП), ранее известная как проект «Один пояс — Один путь», представляет собой одну из наиболее амбициозных глобальных стратегий инфраструктурных инвестиций в человеческой истории. Провозглашенная председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году, она охватывает широкий круг инфраструктурных и девелоперских проектов, география которых простирается на обширной территории от Восточной Азии до Европы.
Сухопутный экономический Пояс Шелкового пути в известной мере повторяет маршруты, пройденные Марко Поло в XIII веке. Они простираются от Китая к Центральной и Южной Азии и далее, через Ближний Восток, в Европу. Морской Шелковый путь XXI века охватывает маршруты, по которым путешествовал Чжэн Хе, адмирал-флотоводец китайской империи Мин, в XV веке.
В рамках ИПП китайские компании, фондируемые китайскими банками и госкомпаниями, строят автомобильные и железные дороги, электростанции, станции 5G, оптоволоконные линии связи.
ИПП — детище и визитная карточка председателя Си, реализация которой, как он надеется, позволит ему оставить след на глобальной сцене. Вместе с другими решениями, такими, например, как учреждение Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (я писал о нем в материале «Два финансовых тяжеловеса в Азии: конкуренты или партнеры?» см. «Эксперт» № 14 за 2021 год), ИПП отражает стремление Пекина конвертировать гигантскую экономическую мощь Китая в геополитическое влияние. Три десятилетия быстрого роста превратили Китай во вторую крупнейшую экономику мира, однако вес страны в сообществе наций все еще не соответствует этому. ИПП и есть попытка ликвидировать или, по крайней мере, сократить этот разрыв. Статус инициативы в системе стратегических документов Китая очень высок: она включена даже в программу КПК 2017 года.