В далеком 2007 году Владимир Путин грустно пошутил, что после Махатмы Ганди в мире и поговорить не с кем. С тех пор, надо думать, эти ощущения российского президента только усилились. Уходили на покой политические тяжеловесы времен холодной войны и пересменки миллениума, их сменяли скользкие бюрократы, банковские менеджеры, конъюнктурщики новой волны безответственной и элитарной политики.
И тут внезапно кадровый кризис американской политики привел в Белый дом «спящего Джо», человека, который занимается большой политикой практически полвека, Россию и американо-советские отношения знающего изнутри, понимающего все условности и механизмы настоящих, глобальных дипломатических конструкций. Это не просто другой формат диалога, это принципиально иной уровень доверия. «Он вспоминал немножко о своей семье, о том, о чем с ним мама говорила, — это важные вещи», — говорит Путин. «О чем он, черт возьми? — переглядываются репортеры. — А что там с Навальным, с “Северным потоком”?»
Сенатором Джо Байден стал в тридцать лет, это минимально допустимый возраст в такой должности. Спустя два года журнал Time включил его в список «200 лиц, которые будут делать историю». Спустя пять лет во главе сенатской делегации он приехал в Советский Союз вести переговоры о сокращении стратегических вооружений (ОСВ-2). Помимо официальной Москвы молодой Байден едет в Ленинград и возлагает цветы к памятнику «Мать-Родина» на Пискаревском кладбище, где похоронены участники Великой Отечественной войны и жертвы блокады. «Правда» цитирует американского сенатора: «Человечество благодарно ленинградцам за их великий подвиг». Жест.
В Москве, свидетельствуют архивы, Байден тогда передал советским коллегам несколько прошений о судьбе невыездных диссидентов, но поднимать вопросы о правах человека не стал, чтобы «не отравлять атмосферу переговоров». Попросил только дать публичный ответ, пусть и отрицательный. Важно просто показать американской общественности, что сенаторы «заботятся о правах человека», неофициально пояснил Байден. Симптоматичный нюанс к современным переговорам.
Джо Байден часто бывал в СССР. Он уже хорошо понимал нашу страну и чувствовал себя вполне комфортно. В 1988-м на переговоры с советским руководством в нарушении дипломатического этикета привел с собой сына — знаменитого позже своими финансовыми махинациями в Украине господина Хантера Байдена.
«Я очень рад находиться опять в России. Я изучаю Россию. И я всегда испытывал глубокое уважение к России как к великой державе, — рассказывает уже вице-президент Джо Байден тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву в 2011 году. — И, кстати это я впервые сказал фразу, что в российско-американских отношений наступило время нажать кнопку перезагрузки». Но коллеги поставили на «перегрузку»…
А еще одну историю из советско-американского прошлого рассказывал переводчик Виктор Прокофьев, как раз про встречу в Женеве в 1985 году, правда без Байдена. Рейган и Горбачев на фоне афганской войны, олимпийских бойкотов и гонки вооружений настроены на «разрядку». Рейган рассказывает анекдот.
Наводнение. Человек спасается на крыше и молится. Мимо плывет лодка, но человек отказывается от спасения, говорит: верю, что Бог спасет. Молится. Мимо вторая лодка — но опять отказ. Прилетает вертолет, бросает лестницу, но человек молча отворачивается и продолжает молиться. В итоге погибает и на небесах вопрошает: я так в тебя верил, где твое спасение, Господи? А громовой голос: «Идиот! Я послал тебе две лодки и вертолет!»
В продолжении Рейган заметил Горбачеву: мол, именно мы должны первыми увидеть сигналы, недоступные для понимания другим людям. Возможно, спустя двадцать шесть лет лидеры России и США в той же Женеве снова усмотрели новые знаки для разрядки. Впереди у политиков старой волны минимум пять лет, чтобы не утонуть.