Дрова, уголь, солому и прочие отходы можно и нужно пустить на работу всетопливных домашних автономных электростанций, считает подмосковный предприниматель Александр Кропачев, продвигающий свой проект «Кропат», который и переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) всей стране поможет облегчить, и дешевую энергию частникам предоставит.
«Наши технологии для ВИЭ-энергетики могут обеспечить паритет по стоимости с “традиционными” углем и газом, уровень постоянности электрогенерации, сравнимый с ТЭС и ТЭЦ, решение проблемы импортозамещения энергооборудования, поддержку отраслей, связанных с биотопливом, — сельхозпроизводства, деревообработки, лесного хозяйства и других», — уверен предприниматель.
Этот момент вызывает вопросы: с одной стороны, работа станций Кропачева предусматривает сжигание топлива, что вряд ли согласуется с принципами «зеленой» энергетики. С другой — древесина, как ни крути, источник энергии возобновляемый.
«Этот проект можно отнести к числу экологичных при условии использования пеллет (древесных гранул), дров, отходов сельхозпроизводства и тому подобного, — поясняет член экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Дмитрий Коптев. — Все эти виды топлива по общепризнанной классификации относятся к твердому биотопливу, поскольку при его “производстве” было поглощено столько же углерода, сколько выделяется при сгорании. А если учесть, что сгорание никогда не бывает полным, то в виде углекислого газа в атмосферу попадет даже меньше углерода, чем дерево или сельхозкультура поглотили в процессе роста. Остальное осядет на землю в виде сажи». Таким образом, растительное топливо является углеродно-нейтральным и может рассматриваться как «зеленое» с точки зрения выброса парниковых газов, считает Дмитрий Коптев.