С момента старта в январе 2019 года реформы обращения с твердыми коммунальными отходами для граждан, по большому счету, существенно изменились только две вещи: увеличилась сумма в счете «за мусор» и появился новый бак для сухих отходов, да и то далеко не во всех регионах. Учитывая, что сумма выросла значительно и при этом добавилась обязанность разделять мусор, это вызывает определенное раздражение, поскольку дальше контейнерной площадки обычный человек не видит. А дальше мусор попадает в руки регионального оператора, который должен обеспечить его вывоз, сортировку, захоронение — то, что прописано в территориальной схеме обращения с отходами.
«Эксперт» поговорил о ходе и проблемах «мусорной» реформы с Алексеем Куртишвили, финансовым директором компании «Хартия», которая оказывает услуги по обращению с ТКО на территории двух округов Москвы, является региональным оператором в Московской, Ярославской, Тульской и Владимирской областях.
— Ваша компания в бизнесе по обращению с отходами с 2014 года. Учитывая, что мусорная реформа стартовала 1 января 2019-го, уже можно оценить, насколько она удалась, какие проблемы выявлены в процессе…
— Да, у нас накопился достаточно большой опыт, и мы уже можем дать некоторые оценки. В Москве, например, пока нет института регионального оператора, он будет введен с 1 января 2022 года, и в столице мы работаем по государственным контрактам, которые как раз действуют с 2014‒2015 года. Такая схема работы предполагает, что мы получаем деньги не от населения, а от государственного заказчика, который платит нам деньги по актам выполненных работ. То есть в Москве проблем со сбором платежей с населения у нас пока нет по определению.
А вот в регионах, начав работать в качестве регионального оператора, мы столкнулись с тем, что первые несколько месяцев практически не получали денег, при том что первоначальные инвестиции при входе в регионы достаточно серьезные. Поэтому мы столкнулись с большим кассовым разрывом. Отчасти это наши проблемы, мы привлекали кредитные деньги. Но проблема собираемости платежей и сейчас стоит очень остро.
При этом было бы в корне неправильно винить во всем только население, которое якобы «плохое» и не хочет платить региональным операторам деньги. Тут много нюансов.
Даже сами территориальные схемы, сам подход государства к формированию тарифа сейчас предполагает, что любой региональный оператор недособирает два процента от общего объема денег. Эти два процента учтены в тарифе. Но два процента — это мало. Фактическая усредненная собираемость у нашей компании сейчас по всем регионам 80‒82 процента.