Итак, в Краснодарском крае 102 тыс. рублей за два месяца вахты готовы заплатить сборщику винограда. До 100 тыс. будет получать и сборщик надувных лодок в Санкт-Петербурге — в его обязанности входят склеивание лодок из ткани ПВХ и работа с клеем и растворителем.
Впрочем, первого попавшегося на такую работу не возьмут: практически везде требуется хотя бы минимальный опыт и подходящее образование. В Екатеринбурге, например, ждут диетическую медсестру со средним профессиональным образованием и опытом аналогичной работы не менее двух лет. Шаурмиста с опытом работы от года ищут в Москве: вакансия предполагает график работы 6/1 и ежедневные выплаты.
Конюха-пастуха с опытом работы на предприятиях с табунным содержанием лошадей и навыком езды верхом ищут в Татарстане. В Хабаровске нужен выносливый и трудоспособный обработчик рыбы. Работодатель оплачивает затраты на проживание, питание и проезд к месту работы. В Нижнем Новгороде в ремесленную сыроварню требуется сыровар с опытом работы в пищевом производстве не менее года. Гладильщика ищут в Москве — компания готова обучить сотрудника.
На самом деле ничего необычного в этих вакансиях нет, говорит кандидат экономических наук, руководитель представительства инвестиционного фонда ANIF в России Сергей Григорян. Требуются люди для исполнения стандартных обязанностей. Эти профессии не массовые; кроме медицинской сестры, ни одна из них не требует специального образования и может стать как основной работой, так и временной/сезонной подработкой.
По словам эксперта, при этом, несомненно, радует, что уровень предлагаемых в регионах зарплат выглядит весьма достойным в условиях пандемии коронавируса. Это говорит о том, что восстановительные процессы в экономике уже начались.
Если есть возможность сэкономить и нет необходимости ежедневно использовать сотрудника, работодатели все чаще предлагают людям внештатные формы занятости. Армия самозанятых в стране уже составляет почти три миллиона человек, и работают они в самых разных сферах. Это и так называемые наемные самозанятые (такси, курьеры, клининг, стройка), которые предоставляют услуги для одного заказчика (работодателя), и подрабатывающие (то есть имеющие основную работу, но получающие дополнительный доход в своей сфере или в смежной), и закоренелые фрилансеры, предоставляющие услуги разным заказчикам (от ногтевого сервиса и парикмахерских услуг до репетиторства и бухгалтерии).
Люди хотят заработать, констатирует директор по развитию бизнеса платформы «Рокет Ворк» Сергей Сухоставец. Поскольку на найме это стало делать сложнее (индекс покупательской способности снижается, а дела у бизнеса не ахти: за первое полугодие 2021 года в стране закрылось около полумиллиона предприятий), многие ищут подработку. Люди все чаще готовы менять профессию и даже место жительства, будучи готовыми переехать вместе с семьей под вакансию. Но массового перехода в экзотические профессии, конечно, не случится, уверен он. Ведь дело, как уже было отмечено, в спросе, и часто в сезонном, поэтому многие вакансии исчезают так же, как и появляются.