Это был 17-й полет первого, летного, прототипа Ил-112В (вторые, напомним, строятся для статических испытаний на прочность, флаттер и т. д.) — военно-транспортного самолета, создаваемого для замены устаревших морально и изношенных физически Ан-26. Экипаж, ведущие испытатели ПАО «Ил», готовился к посадке на аэродром Кубинка, куда перелетал с аэродрома ЛИИ из подмосковного же Жуковского для участия в авиационной части экспозиции форума «Армия-2021», и пошел на второй круг. На видео, снятом очевидцем, видны последние секунды полета «Ила». Сначала белый выхлоп, затем черный «керосиновый» дым из правого мотора, потом пламя, и почти мгновенно двигатель превращается в огненный шар… Далее, видимо, огонь уничтожил управление элероном… Падение на лес, взрыв. Выживших нет. Позже, при внимательном рассмотрении видео, обнаружили, что винт правого, неисправного, мотора летчики или автоматика успели зафлюгировать, левый же продолжал работать на нормальных оборотах. На одном двигателе этот самолет вполне мог совершить посадку — но не с уничтоженным управлением механизацией крыла. Что было первопричиной: пожар двигателя (до сих пор экспериментального), топливопроводов или гидросистемы, еще предстоит выяснить в ходе расследования.
В среде летчиков-испытателей и авиаконструкторов самолет считается едва ли не главной неудачей отечественного авиапрома, вызванной желанием срочно импортозаместить украинские Ан-26 с украинскими же двигателями. А отечественных двигателей нужной (4500–5000 л. с.) мощности нет. Пришлось выжимать все возможное из ТВ7-117 — по сути, модернизации изначально 2200-сильного ТВ3-117 полувековой давности. Выжали 3500, но надежность перефорсированного двигателя упала до неприемлемых даже для фронтовой авиации величин (по неофициальной информации, 200 часов между съемами моторов с самолета для восстановительного ремонта). Решением проблем — модернизацией масляной системы, опор вала, запуска и многого другого — занимаются все 25 лет существования мотора, но до надежности еще далеко. Вызывают нарекания и недолговечные ступинские винты: по словам летчиков, они не идут ни в какое сравнение с Hartzell. Как и моторы ОДК «Климов» — с аналогами Pratt & Whitney, имеющими ресурс между съемами в 5000 часов.
Проблемы с силовой установкой усугубляются переутяжеленностью машины. «Письмо почтальона Шарика», — нередко бросают в адрес Ил-112 авиаторы: испытатели и конструкторы, поясняя, что машину проектировали в разное время последовательно три конструкторские бригады, в том числе «молодежная», не имеющая преемственности со старой школой ОКБ имени С. В. Ильюшина. Очевидцы утверждают, что в результате переутяжеления «хвоста» (вызванного тем, что изначально машина проектировалась размером чуть больше) первый прототип после снятия со стапелей «сел на хвост» на глазах у изумленного руководства. Пришлось срочно перекомпоновывать уже готовившуюся к первому полету машину, перенося по возможности агрегаты вперед. Общее же переутяжеление составило пять тонн (вероятно, это много для самолета такого «калибра»), из которых за последние годы удалось «срезать» две. (Больше сделать невозможно, отмечают эксперты, без полного перепроектирования машины). В этом виде самолет обладает грузоподъемностью пять тонн (у древнего Ан-26 с менее мощными двигателями на полтонны больше) при сравнимых с ветераном дальности и скорости. С современными же «иномарками» (например, итальянским C-27J) сравнение будет некорректным: они спроектированы под в полтора раза более мощные моторы и обладают более чем вдвое большей грузоподъемностью при сопоставимых длине и размахе крыльев.
Как рассказали «Эксперту» информированные источники, из программы форума «Армия-2021», который открылся в минувшее воскресенье, будут исключены показательные полеты пассажирского собрата Ил-112В — самолета Ил-114, который оснащен теми же двигателями ТВ7-117, «до выяснения причин произошедшей катастрофы».