Австралийские подлодки потопили непоследовательную внешнюю политику Франции

Жак Сапир
эксперт клуба "Валдай", директор по исследованиям Парижской Высшей школы социальных наук (EHESS)
27 сентября 2021, 00:00

Решение властей Австралии о расторжении контракта на закупку французских подводных лодок, сопровождавшееся изрядной дозой лжи и двуличия, вызывает законное возмущение. Правительство Франции выразило свое неудовольствие этим решением, отозвав послов из Вашингтона и Канберры. Суды, несомненно, также должны будут рассмотреть юридические аспекты этого нарушения контракта. Но, положа руку на сердце, так ли мы должны быть удивлены случившимся?

Читайте Monocle.ru в

Соединенные Штаты долгое время игнорировали Францию. Они презирают ее, поскольку она выступила против вторжения в Ирак в 2003 году. Франция же все больше становилась зависимой от США при президенте Николя Саркози в период с 2008 по 2009 год. Что касается Австралии, то она выбрала США в качестве своего защитника с 1945 года, выступила союзником американцев во Вьетнамской войне, да и после этого регулярно следует в кильватере американской политики. Решение консорциума, объединяющего Соединенные Штаты, Великобританию и Австралию, о передаче последней технологий строительства атомных субмарин, обнулившее ранее заключенный рекордный контракт на поставку Францией 12 подводных лодок в эту страну, не должен вызывать удивления.

Тем не менее данный эпизод подчеркивает непоследовательность внешней политики Франции. По крайней мере, это становится очевидным в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где этот разрыв происходит на фоне разгрома Америки в Афганистане, разгрома, чреватого опасностями для Франции, обозначенной джихадистами как враг номер один. В более общем плане мы видим, что Соединенные Штаты делают все, чтобы возродить политику холодной войны, которая, как мы считали, закончилась, и постоянно вмешиваются в дела ЕС. Мы должны признать, что чем больше Франция хвастается европейскими ценностями, чем больше Франция полагается на ЕС, тем менее понятна французская внешняя политика.

По мере ускорения деглобализации, равно как и идущей рука об руку с ней «дезападнизации» мира, внешняя политика Франции, похоже, сводится к более или менее неудачным дипломатическим одноразовым действиям, например как в ливанском кризисе, еще одном громком фиаско Эммануэля Макрона. Он увязает в предложениях, сделанных в рамках Европейского союза, где правит единогласие. Те из наших партнеров, которые продали свою душу Соединенным Штатам, систематически блокируют французские предложения. Мы должны смотреть фактам в лицо: стремление к стратегической европейской независимости не более чем мечта.

Так что все, что осталось, — это политика «одного выстрела», но даже когда, кажется, появляются шансы на позитивный исход, они оборачиваются для нас ужасными последствиями. Однако, если Франция захочет вернуться к принципам внешней политики генерала де Голля, мы должны будем найти более эффективные основы для нашей внешней политики. И эти принципы вернули бы Франции голос, который будет услышан в сообществе наций, потому что тогда этот голос стал бы воплощением другого пути в международной политике.

Первый из этих принципов — радикальный отказ от любой блоковой политики. Эта политика является носителем войн. Отказаться от такой политики — значит совершить акт мира. Политика блоков подразумевает несимметричный суверенитет стран-участниц: страна, возглавляющая блок, обладает всеобъемлющим суверенитетом, в то время как остальные участники блока лишь ограниченным.

Но любое ограничение суверенитета народа подразумевает его унижение и угнетение. И это повод к восстанию. Отказ от политики блоков — это, наоборот, наведение мостов, расширение пространства для диалога и согласия при уважении суверенитета каждого. Таким образом, вопрос суверенитета, в котором основатель Пятой республики был бескомпромиссен, составляет второй принцип, на котором должна основываться внешняя политика Франции. И это созвучно естественному принципу самоопределения народов.

Как эти принципы могли бы применяться сегодня? В Азиатско-Тихоокеанском регионе, особенно для контроля над оказавшимся под властью талибов Афганистаном, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) будет играть центральную роль. Это организация, на которую нацелены Соединенные Штаты в соответствии с соглашением с Австралией. Давайте немного подумаем об этом. Не пора ли усилить позиции Франции статусом члена-наблюдателя ШОС, как для обеспечения своей безопасности в Афганистане, чтобы иметь возможность влиять на будущее ключевого Азиатско-Тихоокеанского региона, так и для обеспечения наших соглашений с Индией? Позиция Франции как члена НАТО и наблюдателя при ШОС идеально согласуется с отказом от блоковой политики и наведения политических мостов. НАТО — это пережиток прежней эпохи. США не перестали, правда с переменным успехом, превращать его в глобальный инструмент, с помощью которого можно вмешиваться в дела стран за пределами зоны влияния Америки.

Далее, Франции следует срочно пересмотреть свои отношения с НАТО. Конечно, не может быть и речи о выходе страны из Альянса. В этом нет необходимости, и это было бы политически контрпродуктивно. Но необходимо, как это сделал в свое время генерал де Голль, выйти из военной организации этого блока, отменив гнусное решение Николя Саркози 2007 года.

Эти два решения, о которых можно было бы быстро объявить, стали бы как ответом на американо-австралийский демарш, так и первым шагом в определении действительно независимой внешней политики Пятой республики. Но для этого Франции нужен президент, не только способный произносить великие речи, но и наделенный особой волей и ответственностью.