Если у вас есть товар, то для выхода с ним на маркетплейс вам понадобится нехитрый набор приспособлений: термопринтер для печати штрихкодов, веб-камера, упаковочный стол, бумага, коробки, скотч. Немного пользовательских навыков работы в интернете — и вот уже электронная витрина, выбранная на свой вкус, показывает ваш товар широкой аудитории, о которой вы и мечтать не могли, не имея ни своего сайта, ни точки офлайн-продаж.
Пандемийный год с его локдаунами придал ускорение не только всему рынку электронной торговли, который вырос в мире на 19%, до 4,206 трлн долларов, а в России — на 58%, до 35 млрд долларов, или 2,7 трлн рублей. Внутри самого е-commerce произошли тектонические сдвиги: если раньше рынок формировали интернет-магазины, то теперь эстафета перешла к маркетплейсам. В России в 2020 году электронные площадки увеличили продажи на 108%, до 725 млрд рублей, тогда как интернет-магазины — на 38%, до 1,725 трлн рублей. Но дело не только в динамике продаж. Маркетплейсы привлекают более демократичную аудиторию как покупателей, так и продавцов, — это видно по количеству заказов и размеру среднего чека. Интернет-магазины в 2020 году выполнили 278 млн заказов со средним чеком 6205 рублей, а маркетплейсы обслужили 405 млн покупок, каждая в среднем на 1780 рублей.
«Маркетплейс — вот самая успешная бизнес-модель продаж в мире, практически для любых товаров и услуг найдется электронная площадка или агрегатор для размещения, — считает партнер Школы электронной коммерции iWENGO Илья Бурмистров. — Рано или поздно вы или окажетесь на маркетплейсе, или сами станете маркетплейсом, или и то и другое вместе». Действительно, в прошлом году в России попробовать свои силы на маркетплейсах захотели десятки тысяч новых продавцов — в этом году счет пошел на сотни тысяч. Растет и предложение со стороны электронных площадок: наряду с универсальными маркетплейсами развиваются нишевые, за два года их появилось более двух десятков — в сегментах FMCG, DIY, beauty, fashion.