Турция вступила в фазу быстрого экономического роста после банковского кризиса 2001 года. Локомотивом роста были инвестиции в инфраструктуру и мегапроекты, осуществляемые правительством под руководством Реджепа Тайипа Эрдогана, который пришел к власти в 2002 году. В период с 2002 по 2010 год было построено много междугородних автомагистралей, обновлены существующие дорожные сети и начаты новые проекты, как большие, так и малые, по всей Турции. В этот же период было запланировано множество проектов и были сняты законодательные ограничения для их реализации. Большинство из них к настоящему времени уже реализованы, в частности линия метро Мармарай и туннель «Евразия» под Босфором в Стамбуле, а также скоростная автомагистраль Гебзе — Измир протяженностью более 400 км, соединившая район Стамбула с Измиром через город Бурса.
Финансовой базой интенсивного инфраструктурного строительства был быстрый экономический рост 2003–2008 годов, сопровождавшийся снижением инфляции, а после глобального финансового кризиса 2008 года страна испытала заметный приток иностранного капитала. В годы легких денег президентская Партия справедливости и развития (ПСР) наслаждалась и высокими темпами экономического роста, и постоянно растущим числом голосов своих сторонников. Обнаружив удивительно благотворное влияние крупных проектов на публику, правительство ПСР постоянно обращалось к новым мегапроектам. Проект канала «Стамбул», задуманный как рукотворный дублер Босфора чуть западнее нынешних границ крупнейшего города Турции, впервые был представлен ПСР в ходе кампании к всеобщим выборам 2011 года. Детального анализа затрат и выгод от проекта показано не было. Однако в последующие годы этот проект вновь появлялся в каждый период местных или всеобщих выборов.
Первое официальное действие в отношении канала «Стамбул» было предпринято в июле 2017 года. Противодействие экологов и оппозиции проекту канала заставило правительство начать плотнее заниматься проектом, публично защищать его, дабы не растерять голоса поддержки.
По мнению правительства, канал «Стамбул» нужен для обеспечения быстрого, безопасного и доступного перехода из Черного моря в Мраморное, а также для решения многообразных проблем, возникающих в связи с интенсивным транзитным движением судов по Босфору. Другая причина заключается в том, чтобы снять часть транспортной нагрузки с Босфора и свести к минимуму возможные опасности и риски, связанные с танкерами, перевозящими опасные грузы в черте многомиллионного города. Правда, справедливости ради надо сказать, что интенсивность судоходства по Босфору постепенно снижается естественным путем: количество судов, проследовавших по проливу, сократилось за последние пятнадцать лет на треть.