Череда событий, последовавшая за публикацией видеозаписей правозащитного центра Gulagu.net с изнасилованием и избиениями заключенных в туберкулезной больнице в саратовской тюрьме, получила важную символическую реакцию сверху, за которой, как рассчитывают многие, обязана последовать коренная реформа ФСИН.
Напомним: как только в начале октября в сети появились первые видеозаписи, Следственный комитет РФ возбудил серию уголовных дел — за насильственные действия сексуального характера (ч. 2 ст. 132 УК РФ) и превышение должностных полномочий с применением насилия (ч. 3 ст. 286 УК РФ). Были также уволены Алексей Федотов, начальник управления ведомства по Саратовской области, и Павел Гаценко, руководитель ОТБ-1. А в самом ФСИН поддержали законопроект об усилении ответственности за пытки. Однако новые видео с издевательствами продолжали публиковаться.
Двадцать третьего октября Сергей Савельев, передавший Gulagu.net видеоархив с преступлениями в колониях, был объявлен МВД в розыск на основании возбужденного против него уголовного дела. А перед этим «Единая Россия» заблокировала предложение КПРФ о проведении парламентского расследования издевательств над заключенными, обосновав это тем, что оно, дескать, может повлиять на деятельность суда. Самому Савельеву пришлось срочно уехать во Францию, где он получил политическое убежище. Туда же, по-видимому, был вывезен и весь собранный архив, который правозащитная организация в открытом письме Владимиру Путину пообещала опубликовать, если в стране не примут меры по борьбе с тюремными пытками, а самого Савельева не перестанут преследовать. «До этого мы показали лишь каплю в море», — говорилось в обращении к президенту. В итоге уголовное дело отменили «в связи с его незаконностью и необоснованностью», а директора ФСИН, который, как утверждают в Gulagu.net, упорно добивался блокировки сайта правозащитной организации (30 июля Роскомнадзор заблокировал его для российских пользователей), уволили.
Новый глава ведомства Аркадий Гостев известен как человек, особенно приближенный к главе МВД Владимиру Колокольцеву. Всю свою карьеру он работал в Москве. Начинал как рядовой милиционер в патрульно-постовой службе. Затем окончил Высшую школу милиции и получил пост заместителя начальника управления — начальника штаба в УВД по Южному округу. После поднялся до замначальника столичного ГУВД, куда его забрал с собой получивший повышение Колокольцев. Не забыл он о коллеге и когда получил должность министра внутренних дел: Гостев стал его заместителем.
«К сожалению, пока мы видели лишь продолжение символических перестановок первых и вторых лиц во ФСИН. И мы не знаем, что скрывается за увольнением на этот раз — что-то системное или опять конъюнктурное», — рассказал «Эксперту» Валентин Гефтер, директор Института прав человека (признан в РФ иноагентом), член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. По словам правозащитника, сейчас возникла слабая надежда на то, что приход на место директора ведомства человека не из системы, а из МВД, может привести хоть к каким-то изменениям. Так, отдельные части ФСИН, которые не связаны с лишением свободы, например структуры, занимающиеся ресоциализацией и подготовкой к освобождению тех, кто срок уже отсидел, могли бы получить определенную автономию. Это может частично умерить гигантоманию ФСИН и сделает институт чуть более прозрачным.
В целом, по словам Валентина Гефтера, идей для реформирования ФСИН много, однако для их реализации нужна не только политическая воля, но и готовность самого ведомства публично признать все свои проблемы и начать над ними работать. «Пока будут показательно бить по хвостам, ничего не изменится. Как в старом анекдоте: нужно не водопроводчика или слесаря, а всю систему менять», — резюмирует правозащитник.