Tech-Krep работает на рынке уже более пятнадцати лет. Компания — лидер российского рынка дюбелей для крепления теплоизоляции, фасадных анкеров, дюбель-гвоздей и универсальных дюбелей. В прошлом дюбельная техника в Россию в основном привозилась из стран Европы. Но из-за дорогой логистики импортозамещение пришло в эту группу товаров еще в начале 2000-х.
Продукция Tech-Krep используется как в строительстве, так и в домашних работах, полностью покрывая запросы российского потребителя. Основной материал продуктов — полимеры. Но, что интересно, компания применяет вторичное сырье средней или глубокой переработки. В итоге Tech-Krep занимает уникальную нишу экокрепежей.
О трендах устойчивого развития в российском строительстве, о проблемах отрасли и о ее перспективах «Эксперт» поговорил с менеджментом компании.
Исполнительный директор Tech-Krep Анна Козлова
— Насколько в строительной отрасли и в вашей товарной нише востребована экологичность?
— Экологичность набирает небывалые обороты в нашей жизни. Думаю, настало время перемен даже в самых консервативных отраслях, к которым относятся строительство и ремонт. За последние десять лет количество новых искусственных материалов и покрытий для отделочных работ существенно разнообразило выбор. Конечно, элементы крепления — тема более косная: все привыкли работать металлом, потому что надежнее, прочнее и понятнее. Экокрепеж сейчас еще только формирующаяся группа товаров, но скоро это будет реальность и даже неизбежность. Дело не только в переработке пластика, в целом металл, вероятно, будет уступать прочным полимерным соединениям, не менее долговечным и более износостойким, и это тоже экотренд. Тем интереснее быть в начале движения и создать что-то первыми, по крайней мере в России точно. Востребованность мала еще и потому, что есть ожидания получить продукт дешевле, если он из вторички. Это не совсем корректное мнение. Конечно, зависит от того, как делать, но если качественно, то, надо признать, экологичность — ценность недешевая.
— А какое сырье вы используете?
— Основной материал продуктов — полимеры, мы применяем вторичное сырье средней или глубокой переработки. Методом литья под давлением получаем готовое изделие, которое комплектуется металлическим гвоздем с разным покрытием.
— Почему вы решили пойти путем расширенной ответственности производителя (РОП)? Какие видите в этом сложности?
— В настоящее время мы только в начале пути, думаю, все сложности мы себе не представляем. Выбор точно сделан в пользу грамотного распределения ресурсов на долгосрочном тренде. Это потребует очень существенных инвестиций, как в основные фонды, технологии, R&D, так и в мышление производителя и потребителя. Нужно быть готовым сильно меняться. Речь идет не только о сырьевых и финансовых ресурсах, но о ментальных и социальных тоже. У нас самая большая доля рынка в дюбельной технике, поэтому мы позволяем себе думать, что сможем стремительно продвинуть экопродукцию. Помимо этого, чтобы обеспечивать высокий уровень спроса, производству необходимо покрывать свои потребности в сырье, в том числе получать его самим, перерабатывая отходы. Не секрет, что в последние два года дефицит и инфляция на рынке полимеров, как и металла в России и мире, существенные. Но самый важный момент — бизнес со смыслом, не только в цехе экструзии, где перерабатывается мусор, но и в офисах продаж и в социальной жизни сотрудников: это вдохновляет и мотивирует команду сильнее сухих статистических цифр прогресса в товарообороте и прибылях. На мой взгляд, идея и профессиональные единомышленники — это то, на что нужно ставить сейчас. В дополнение нас сильно поддерживают акционеры, инвестируя большие деньги в производство.
— Ваши клиенты тоже поддерживают и продвигают экоценности?
— Мы дистрибьютируем наш пластик в разные каналы, в том числе в фасованном виде в сети формата DIY (магазины «Сделай сам». — «Эксперт»), а также на другие рынки B2B и конечному потребителю. Стройки и производства пока смотрят с опаской на продукт из вторичных материалов. Более всего нас поддерживает строительный ритейл. Во-первых, часть сетевых игроков сами призывают поставщиков к ответственному производству, создавая особые условия для продвижения экологичных товаров. Самый яркий пример такого нашего партнера — «Леруа Мерлен», основной игрок рынка, который первым из сетей заявил о важности и необходимости устойчивого развития. Во-вторых, строительные магазины — это пространство самой быстрой обратной связи от потребителя производителю, поэтому для нас ценно быть там и меняться в зависимости от реакции клиентов. Это большая и очень длительная работа — приучать рынок к новому прочтению старого продукта. Особенно это сложно делать, когда решающий фактор — цена, пробовать определенно нужно, но в успехе ключевая роль отводится маркетингу.
Директор по маркетингу Tech-Krep Марина Парфенова
— Как вы смотрите на эконаправление развития в такой неэкологичной сфере?
— Проблема экологии сегодня глобальна и касается абсолютно всех сфер деятельности. Тренд устойчивого развития в мировом сообществе способствует решению глобальных проблем и приводит к коммерческой эффективности любой компании в долгосрочной перспективе. В обществе растет осведомленность о проблемах окружающей среды и ограниченности ресурсов. Люди стали стараться делать шаги в сторону более разумного потребления, и они готовы платить больше за экопродукты, создавая новые условия для развития бизнеса. Являясь самым крупным производством, мы обязаны пригласить рынок на новый уровень потребительского поведения, экологически ориентированного, тем самым задавая тренд для других компаний и формируя новую культуру.
— Какую пользу такая эконаправленность может принести компании?
— Устойчивое развитие и коммерческий успех — это взаимозависимые факторы. Более того, деловая репутация компании — goodwill — очень важный нематериальный актив, определяющий не только отношение потребителей и спрос на продукцию, но и имидж компании, в том числе на международной бизнес-арене. По статистике компании, которые искренне стремятся к устойчивому развитию, становятся лидерами рынка. На наш взгляд, это стремление в скором времени станет необходимым для долгосрочного успешного существования бизнеса.
— Какие сложности вы видите в экоразвитии для вашей продукции?
— На протяжении долгих лет в умы людей вкладывалась идея о том, что пластик — это плохо. Но пластик — уникальный материал, который используется во многих промышленных сферах, заменяя собой такие природные материалы, как дерево, хлопок, шерсть, кожа, сталь и бумага, что позволяет сохранять природные ресурсы. Проблема для экологии — пластиковый мусор, то есть продукт одноразового использования. Наш продукт играет положительную роль для экологии сразу с двух сторон: во-первых, дюбели линейки EcoPlast сделаны из полностью переработанного сырья, а во-вторых, дюбели — это конечный продукт из пластика, который не станет пластиковым мусором. Перед нами сейчас стоит глобальная и сложная задача сделать так, чтобы потребитель посмотрел шире на вопрос потребления пластика и возможность использовать его вместо металла.
— И как вы планируете это реализовать?
— Основную ставку в планах развития мы делаем на DIY и маркетплейсы, потому что хотим дать потребителю уникальную возможность видеть свой вклад в решение проблемы экологии. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими DIY-сетями по сбору пластиковых отходов с их складов и установкой урн для раздельного сбора мусора в магазинах. Эти отходы мы будем забирать для переработки на производстве. Потребитель при этом сможет увидеть видеоролики в торговых залах и на сайтах наших клиентов, где показан весь цикл преобразования выброшенного пластика в готовый дюбель, который размещен на полках. Главное для потребителя — сопричастность, и мы хотим дать ему это.
Директор по развитию Tech-Krep Factory Никита Комков
— Как давно вы перерабатываете отходы?
— Мы задумались о переработке, когда в России об этом мало кто говорил, и в основном это делалось с целью удешевления продукции. В конце 2012 года у Tech-Krep уже были склады в каждом регионе России, в процессе жизнедеятельности появлялись отходы в виде упаковочной пленки, которую приходилось утилизировать. Объемы отходов росли вместе с оборотами компании, было принято решение наладить централизованные внутренние перемещения полимерных отходов на производственную площадку с последующей переработкой в готовую гранулу. В 2013 году у нас уже была полноценная линия переработки.
— Это стало вашим новым бизнес-направлением?
— Весь вторичный пластик мы используем для собственных нужд — производим гранулу, что позволило нам максимально быстро и эффективно влиять на качество переработки, а также выработать свой стандарт по сортировке отходов на наших складах. Переработка собственных отходов отражает реализацию стратегии замкнутой экономики, кроме того, жизненный цикл произведенной продукции гораздо больше, чем у пленки, — значит, мы «продлеваем жизнь вещей», а это уже отражение осознанного потребления.
— Есть ли сложности в применении вторичных материалов для стандартизированного продукта?
— Барьеры для использования вторичных полимеров включают в себя ограничения, накладываемые стандартами и спецификациями, многие из которых ограничивают применение вторично переработанных материалов. Это постепенно преодолевается, потому что мы движемся в сторону стандартов, основанных на функциональных характеристиках продукции. У потребителя также нередко возникают опасения, связанные с негативным опытом использования изделий из вторичного пластика, есть производители, для которых «эко» значит «экономичность», а не «экологичность». Хотя во всем мире давно известно, что стоимость качественных изделий из переработанного пластика выше, чем из первичного.
— То есть вторичная гранула дороже первичной?
— На наших линиях мы производим гранулу с использованием специальных добавок и стабилизаторов в зависимости от исходного сырья и технического задания на готовое изделие, стоимость производства такой гранулы чаще всего выше первичной в среднем на 13 процентов.
— Каковы дальнейшие планы развития переработки?
— На 2022 год запланировано строительство еще одной современной линии переработки, основным исходным материалом для которой станут биг-бэги, а также тара, упаковка, мешки, пленка, ткани из полипропилена. Запустим дополнительные линии компаундирования для создания собственных добавок и красителей. Наш R&D-отдел разрабатывает составы биоразлагаемых пластмасс для использования в упаковке и одноразовых бытовых изделиях. Таким образом, мы выведем это направление в отдельный бизнес с возможностью дальнейшего автономного развития.