В отношении вопроса дальнейшего расширения на восток НАТО давно заняло позицию собаки на сене: альянс не может и не слишком-то хочет принимать Грузию и Украину в свои ряды, но при этом постоянно заявляет им об «открытых дверях» НАТО. Кроме того, альянс постоянно подчеркивал, что не оставит эти страны без поддержки «в случае чего». В результате у украинских и грузинских властей существует иллюзия, что надо еще немножко постараться (а что может быть приятнее для НАТО, чем антироссийская позиция?) и «открытые двери» распахнутся перед ними. В 2008 году такого рода старания и уверенность в собственной безнаказанности уже сыграли злую шутку с Грузией, навсегда лишившейся Южной Осетии и Абхазии. Президент Грузии Михаил Саакашвили, выдавая желаемое за действительное, истолковал заверения о поддержке от НАТО как обещание военного вмешательства и совершил нападение на Южную Осетию.
На этот раз генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг решил быть конкретнее и не провоцировать Киев на попытки повторить военные авантюры Саакашвили. Глава альянса прямо заявил, что Украина не получит военную помощь от НАТО. «Украина — это партнер НАТО, это не страна — член альянса. Наша статья о коллективной обороне, пятая (согласно которой нападение на одного из членов НАТО рассматривается как нападение на всех членов альянса. — «Эксперт»), не распространяется на Украину», — сказал Столтенберг. Однако тут же добавил, что это не отменяет военной помощи НАТО Киеву. «Мы предоставляем различные военные и тыловые возможности, вооружения, оказываем помощь в подготовке военных. НАТО также оказывает значительную военную и политическую поддержку Украине», — добавил генсек альянса. Такая позиция продиктована отнюдь не повышенным миролюбием НАТО. В 1999 году альянс не задумываясь вышел за пределы своей территориальной ответственности и нанес удары по Югославии. Сдержанность НАТО в случае с Грузией и Украиной объясняется только одним — опасением получить ответный удар со стороны России. Кроме того, на саммите НАТО обсуждали возможное усиление экономических санкций против нашей страны в случае обострения ситуации на Украине. Но и в этом случае альянс явно выходит за пределы своих функций: они просто не предусмотрены его уставом.
Тем не менее Киев продолжает стучаться в «открытые двери» альянса. По словам министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, дело осталось за малым: уговорить трех несогласных членов НАТО. «По моим подсчетам, Украина присоединится к НАТО, когда три столицы стран альянса изменят взгляд на отношения с Украиной, наконец начав воспринимать Украину как независимое и самостоятельное государство, а не как приложение к России», — сказал он. При этом он не раскрыл, о каких странах идет речь, но наверняка известно как минимум об одной: это Венгрия. Будапешт недоволен гонениями Киева на венгерский язык и культуру в местах компактного проживания на Западной Украине венгров, попавших под каток тотальной украинизации в рамках государственной программы борьбы с русским языком.
Кроме трех членов альянса возможное вступление Украины и Грузии в НАТО не устраивает еще и Россию, которая открыто заявляет о недопустимости приближения этой военной организации к своим границам. Президент РФ Владимир Путин, выступая на церемонии вручения верительных грамот иностранными послами, счел нужным еще раз напомнить позицию Москвы по этому вопросу. «В диалоге с Соединенными Штатами и их союзниками будем настаивать на выработке конкретных договоренностей, исключающих любые дальнейшие продвижения НАТО на восток и размещение угрожающих нам систем оружия в непосредственной близости к территории России. Предлагаем начать на этот счет предметные переговоры. Особо отмечу: нам нужны именно правовые, юридические гарантии, поскольку западные коллеги не выполнили взятые на себя соответствующие устные обязательства. В частности, всем известно о дававшихся устных заверениях, что НАТО не будет расширяться на восток, но все было сделано ровно наоборот. По сути, законные российские озабоченности в сфере безопасности были проигнорированы, и сейчас их продолжают игнорировать дальше», — завил Путин.
После саммита НАТО состоялись 40-минутные переговоры глав внешнеполитических ведомств России и США Сергея Лаврова и Энтони Блинкена. Судя по комментариям сторон, каждая из них осталась при своем мнении о происходящем. Однако эту встречу можно расценивать как этап подготовки к новым переговорам президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена, которые должны состояться в начале декабря нынешнего года. Возможно, переговоры лидеров России и США внесут определенность в позицию НАТО, явно не понимающего, чем ему заняться в современном мире.