Миллионы новых объектов в космосе увидела российская космическая обсерватория «Спектр-Рентген-Гамма» («Спектр-РГ»). В этом году она завершила четвертый обзор всего неба, создав самую подробную на сегодня карту Вселенной и обнаружив множество новых черных дыр, нейтронных звезд и катастрофических вспышек. Кроме того, объекты мегасайенс на Земле, такие как коллайдер NICA (см. «Коллайдеры новой эры», «Эксперт» № 26 за 2021 год) или Байкальский нейтринный телескоп (см. «Особенности подледной ловли нейтрино в зимний период», «Эксперт» № 12 за 2021 год), позволят понять и космические явления, и принципы физики элементарных частиц.
Физика макромира и микромира соединяются и в теоретических моделях начала Вселенной, и внутри космических объектов, и в ускорителях частиц на Земле. Так, строящийся в Дубне коллайдер NICA, как ожидается, на короткое время воссоздаст реакции, которые происходят в нейтронной звезде — очень маленьком, но очень плотном космическом объекте.
Фундаментальная физика, несмотря на потрясающий успех теоретической физики, снова становится во многом экспериментальной наукой. Именно в наблюдениях в ускорителях и в обсерваториях произошли и ожидаются в будущем окна в новую физику. В 2012 году на Большом адронном коллайдере (БАК) был открыт бозон Хиггса, недостающее на тот момент звено в Стандартной модели элементарных частиц, именно хиггсовское поле дает массу всем остальным частицам (кроме нейтрино которое, считалось не имеющим массы, но все же ее имеет из-за непонятного пока механизма). Теория предсказывала существование этой частицы, но ее собственная масса была параметром теории и выяснена в эксперименте. Но открытие «новой физики» не произошло на БАКе и ожидает новых приборов.