Но Россия с союзниками повела себя предельно деликатно, поддержав казахстанского коллегу в сложный момент, оказала во многом психологическую поддержку и освободила ресурсы для наведения порядка. Прагматично и дозированно, ровно столько, сколько нужно для достижения результата. Как в Крыму и в Сирии. Или в Белоруссии и Киргизии, то есть без ввода войск, но одной лишь вербализацией силовых перспектив. Оппоненты устали считать «вторые Афганистаны».
Было бы странно ожидать от Москвы иного: в интересах России сохранить стабильный и даже многовекторный Казахстан, с сильным президентом, которого не обвинят в поддержке иностранной интервенции. Возможно, с Белоруссией могло получиться так же, но Александр Лукашенко слишком верил в свои силы и упустил момент, когда к внутреннему протесту подключились западные «цветные» технологии. И наверняка вся история Украины пошла бы по иному сценарию, не доверься Виктор Янукович гарантиям европейских лидеров и пригласив на помощь миротворцев ОДКБ.
Впрочем, в обоих примерах слишком много фантастики. На постсоветском пространстве лишь недавно, в последние два-три года, осознали, сколь хрупки суверенные осколки советской империи. И Лукашенко, и Янукович были уверены, что имеют дело с ситуативным политическим кризисом, и не видели циклической разрухи внутренних элит, фатальной деградации экономического каркаса, социальной эрозии и незрелости самого государственного и национального проекта. Рядом был всегда готовый помочь Запад, а Россия оставалась всепрощающим добряком без внятной стратегии в евразийском пространстве и с газовой трубой в качестве вечного аргумента.
Токаев быстро увидел главное: внутренние оппоненты готовы сделать ставку на разрушение государства и подрыв власти, силовики предали, а народ имеет все основания для социально-экономического бунта. Алма-Ату захватили криминальные банды и многонациональные боевики с непонятной историей. Позади Афганистан с талибами, зоркий Китай и бесполезный Запад. Ставка на Россию была очевидным и своевременным решением.
2030 миротворцев и 250 единиц техники из России, Белоруссии, Армении, Таджикистана и Киргизии были стремительно переброшены в Казахстан за пару суток и таким образом представили ОДКБ настоящим, а не декоративным военным союзом. Таких в мире единицы. Это, собственно, НАТО с постоянным опытом боевых действий и, вероятно, арабский Совет сотрудничества, проводящий коллективную интервенцию в Йемене. В новом мире, который скатывается к гибридным войнам, такой потенциал защиты коллективной безопасности дорого стоит. Не случайно многие эксперты предлагали спокойнее смотреть на угрозы из покинутого американцами Афганистана, намекая на отличную готовность войск ОДКБ к немедленному купированию угроз.
Казахстанский пример расширяет область применения коллективных сил ОДКБ, ведь очевидной иностранной агрессии не было, по крайней мере, виновные не названы. Была решена задача восстановить порядок по просьбе легитимного президента в конфликте, спровоцированном массой внутренних проблем. В дальнейшем предстоит аккуратно взвешивать риски для применения миротворцев, четко дифференцировать междоусобную борьбу за власть и угрозу обвала государственности.
В то же время переговоры в Женеве явно показали, что разрешить противоречия больших держав в ближайшее время не получится. Военно-силовые инструменты глобального противостояния возвращаются и в условиях ядерного паритета будут применяться на территории третьих стран, наименее стойких и зрелых. После обвала казахского проекта иных соседей у нас и не осталось.