До Москвы дешевле

Александр Астапов
обозреватель «Монокля», инженер
24 января 2022, 00:00

Огромные расстояния и низкая плотность небогатого населения, слабо развитая авиационная инфраструктура и суровые климатические условия — все это против развития авиации на Дальнем Востоке. Но без нее здесь не обойтись. А ей — без новых самолетов. Генеральный директор авиакомпании «Аврора» Константин Сухоребрик рассказал «Эксперту» о планах развития единой дальневосточной авиакомпании.

ИТАР-ТАСС/МАРИНА ЛЫСЦЕВА
Константин Сухоребрик готов пополнить авиапарк «Авроры» российскими машинами

— Намерена ли компания заменять самолеты иностранного производства на отечественные и наращивать парк за счет отечественных машин?

— Задача обновления авиапарка, безусловно, стоит, но она является частью задачи повышения транспортной доступности, а это предполагает и безопасное выполнение полетов по регулярному расписанию в непростых условиях Дальнего Востока, и экономическую эффективность программы полетов, и комфорт для пассажиров. Всего планом-графиком поставки воздушных судов Единой дальневосточной авиакомпании предусмотрено приобретение до 2025 года 45 воздушных судов отечественного производства.

В рамках деловой программы авиасалона МАКС-2021 были подписаны соглашения с ПАО НПК «Иркут» и ПАО «Ил», входящими в Объединенную авиастроительную корпорацию, и АО ГТЛК о намерениях по поставке восьми самолетов «Сухой Суперджет-100» и 19 самолетов Ил-114-300 до 2025 года. В частности, Ил-114-300 должен заменить на внутренних авиалиниях выбывающие из эксплуатации Ан-24 и Ан-26, а также станет альтернативой импортным самолетам аналогичного класса. Воздушные суда этих типов будут эксплуатироваться Единой дальневосточной авиакомпанией для осуществления социально значимых перевозок на Дальнем Востоке.

По итогам совещания по вопросам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа, прошедшего 2 сентября 2021 года, президент Владимир Путин дал поручение правительству решить вопрос о финансировании поставок не менее 45 воздушных судов отечественного производства в период до 2025 года для Единой дальневосточной авиакомпании. Решение вопроса о финансировании позволит начать поставки воздушных судов, включенных в план-график поставки воздушных судов Единой дальневосточной авиакомпании начиная со следующего года. Однако нужно также принимать во внимание, что Ил-114-300 и ЛМС «Байкал» пока еще серийно не выпускаются, поэтому более твердыми планы являются пока только в отношении «Сухой Суперджет-100» и L-410 NG.

Для выполнения текущей программы полетов Единой дальневосточной авиакомпании в целом достаточно имеющегося авиапарка, но к 2023 году количество маршрутов будет больше пятисот, поэтому подписанные соглашения о поставках новых региональных ВС закладывают надежный фундамент устойчивого развития авиаперевозок в регионе.

— Как компания оценивает конкурентоспособность отечественных и перспективных самолетов для местных авиалиний в сравнении с иностранными — с точки зрения особенностей сложившейся у нее практики эксплуатации?

— Ил-114-300 и ЛМС «Байкал» пока еще серийно не выпускаются, и опыта их эксплуатации для местных и региональных авиаперевозок, естественно, ни у одной авиакомпании нет, поэтому данных для сравнения с иностранными аналогами тоже нет.

Авиакомпания «Аврора» имеет накопленный опыт выполнения региональных и местных авиаперевозок в непростых условиях Дальнего Востока. Мы очень надеемся, что характеристики новых отечественных воздушных судов превзойдут параметры существующих самолетов. Кроме того, уже сейчас в рамках программы полетов Единой дальневосточной авиакомпании для выполнения рейсов по некоторым из 20 социально значимых маршрутов были задействованы L-410.

Нужно принимать во внимание, что местные и внутрирегиональные маршруты в ДФО зачастую достаточно протяженные и не всегда позволяют использовать L-410. Ожидается, что у обновленной версии самолета L-410 NG этот показатель улучшится, но практического опыта L-410 NG эксплуатации в условиях Дальнего Востока тоже пока нет. Аэродромная инфраструктура и маршрутная сеть в ДФО имеет свои особенности, которыми и обусловлены высокие требования к техническим характеристикам применяемых воздушных судов.

— Каковы специфические требования к существующим и перспективным самолетам для местных авиалиний в России? Насколько, в частности, востребованы такие функции, как эксплуатация с грунтовых аэродромов, и самолеты короткого взлета и посадки?

— Для сотен населенных пунктов в ДФО авиация является единственным видом транспорта, обеспечивающим местным жителям возможность добраться до столицы региона. Вместе с тем строительство ВПП не всегда оправданно для небольшого пассажиропотока, который есть в этих населенных пунктах. Строительство, реконструкция и содержание ВПП с искусственным покрытием в небольших населенных пунктах в разы повышает себестоимость полетов и необходимые капиталовложения. Решением в этих условиях является восстановление и содержание грунтовых ВПП с применением новейших технологий и эксплуатация их в режиме посадочных площадок.

Успешный опыт «Авроры» по развитию местных авиаперевозок с использованием грунтовых ВПП может тиражировать за пределами Сахалинской области и Приморья. Мы видим перспективы развития местных авиаперевозок с использованием грунтовых ВПП и в других регионах. Себестоимость таких авиаперевозок существенно ниже, чем авиаперевозки с использованием вертолетов или асфальтобетонных ВПП.

— Насколько компании интересны планы правительства и Минтранса о развитии местного авиасообщения? Готовы ли вы расширять предложение за счет коротких — 300‒800 километров — маршрутов?

— Развитие местного авиасообщения в ДФО является целью создания Единой дальневосточной авиакомпании. Местные авиаперевозки — это своего рода капиллярная сеть, которая при должной поддержке поможет повысить транспортную доступность для жителей округа и обеспечит возможность добраться в любой самый труднодоступный населенный пункт Дальнего Востока. Добраться куда-либо малой авиацией — это доступно, удобно, занимает минимум времени и пользуется огромным спросом у населения и туристов. Авиакомпания «Аврора» плотно работает с Минтрансом и Минвостокразвития по вопросам местного авиасообщения в ДФО, и наши предложения базируются на практическом опыте.

В рамках «Транспортной недели» в Москве в ноябре мы озвучили предложение авиакомпании «Аврора» направить дополнительные усилия на развитие внутрирегиональных и местных перевозок за счет участия федерального центра в организации полетов по так называемым осевым маршрутам, связывающих важнейшие региональные аэропорты со столицами регионов ДФО. Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока для решения этой задачи предусматривается пятидесятипроцентное софинансирование федеральным бюджетом субсидирования местных воздушных авиаперевозок.

Средств региональных бюджетов для того, чтобы сделать тарифы в этом сегменте доступными для населения, недостаточно. В настоящее время действующие тарифы на этих направлениях составляют 10‒20 тысяч рублей в одну сторону, что во многих случаях выше тарифа на авиабилет из столицы региона в Москву или в соседний регион. Благодаря снижению стоимости авиабилета на этих направлениях за счет дополнительного финансирования из федерального бюджета в расписании дальневосточных аэропортов появятся рейсы по доступным для жителей ДФО тарифам.