Чем займутся тысячи человек, потерявших работу из-за введенного запрета на добычу торфа, и как повлияет отсутствие торфа на ассортимент продуктов и растений в магазинах, пока неочевидно. Критики предрекают банкротство предприятий ряда отраслей и предупреждают, что заплатит в конечном счете потребитель. Политики пока не достигли согласия, часть из них настаивает на введении временных мер поддержки фермерства, зависимого от торфа, но апологеты «зеленой» экономики непреклонны. За лояльность «зеленой» стратегии заплатят. В частности, инициативы восстановления торфяных болот поощрят серьезными финансовыми вливаниями из еврофондов, а фермерам, возможно, выдадут углеродные кредиты.
Слезть с торфяной иглы будет сложно
Двадцать процентов земель Ирландии покрыто торфяными болотами. Столетиями торф обеспечивал жителей Ирландии теплом и электроэнергией, использовался для приготовления пищи, выращивания растений и производства продуктов питания, а также знаменитого ирландского виски.
История добычи торфа в промышленных масштабах берет начало в 1825 году. А с 1930-х торф стал одним из приоритетных направлений ирландской экономики, инвестиции в проекты по разработке болот способствовали формированию рабочих кластеров вокруг мест торфоразработок, обеспечивая работой местных жителей.
В годы Второй мировой войны в условиях ограниченных поставок угля интерес к торфу только усилился — ресурс стал надежным внутренним источником электроэнергии, своего рода гарантом национальной безопасности. Пиковый период использования торфа на местных электростанциях пришелся на 1960-е годы; тогда глубинные частицы разложившегося мха и других растений, извлеченные из низинных торфяных болот, обеспечивали 40% всех электроэнергетических нужд в Ирландии. Торф и сейчас используется для отопления частных домов, но основными его потребителями остаются фермеры — торфяные субстраты являются дешевой и питательной средой для выращивания растений.
Введение запрета на торфодобычу — довольно болезненное решение для страны, в которой традиции использования торфа формировались веками. Многие до сих пор не смирились с мыслью, что придется отказаться от обычая отапливать дом торфом, а ритейлеры осторожно проталкивают на полки рядом с привычными брикетами заменители в виде древесного волокна и стружки. Фермеры и садоводы настроены пессимистично, так как достойные торфу альтернативы для выращивания растений не найдены. Они считают решение поспешным и предупреждают о грядущей волне массовой безработицы.