По мере того как Россия и Запад ведут драматическое противостояние за Украину, Турция — второй по военной мощи член НАТО — не спешит с выбором сторон. В то время как Евросоюз, США и Великобритания вводили против России тяжелейшие экономические санкции, закрывали для нее свое воздушное пространство, сворачивали культурные и образовательные контакты и поставляли вооружение Киеву, Анкара умело жонглировала противоречивыми заявлениями.
С одной стороны, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу в эфире турецкого телеканала Haberturk заявил, что Турция «не присоединилась к антироссийским санкциям в принципе и не присоединится к санкциям сейчас». А затем добавил: «Нам не нужно принимать чью-либо сторону в войне. Напротив, наша страна может наладить равноправный диалог с обеими сторонами, чтобы положить конец конфликту».
С другой стороны, турецкий лидер Реджеп Эрдоган посетовал, что «Запад, страны ЕС и НАТО не смогли продемонстрировать решимость в отношении Украины», отметил, что считает «нападение России неприемлемым» и восхитился «усилиями украинского правительства и его народа по защите своей территории».
Да, спустя четыре дня после начала боевых действий Анкара закрыла проливы Босфор и Дарданеллы для военных судов всех государств, воспользовавшись своим правом по договору 1936 года в Монтрё, и Вашингтон приветствовал это решение. Однако к тому моменту оно имело уже чисто символическое значение: еще до начала военной операции Россия усилила свой черноморский флот, перебросив часть военных кораблей из Балтийского моря.