События на Украине создали новую реальность для девелоперов жилья. Удорожание ипотеки и проектного финансирования из-за роста ключевой ставки Центробанка, рост себестоимости и санкции на поставку европейских материалов и оборудования — все вместе это создало ситуацию «идеального шторма», когда вместе сложился целый блок негативных факторов. Введением программ субсидирования ипотеки и кредитования застройщиков государство на время простимулировало спрос на новостройки. Главные задачи, стоящие перед девелоперами сегодня, — это замена европейских строительных материалов и инженерных систем, максимальное импортозамещение и оптимизация себестоимости.
В России, но без своей сажи
«Строительство демонстрирует сегодня существенный рост. Эта отрасль, как и сельское хозяйство, практически не зависит от импорта», — отметил на прошлой неделе премьер-министр Михаил Мишустин. Это так, процесс импортозамещения в жилищном строительстве уже во многом состоялся, стартовав еще в 2014 году после резкого ослабления рубля. «В 2015 году мы оптимизировали жилой проект бизнес-класса в Москве, тогда мы смогли сократить импортную составляющую до 25 процентов. Сейчас она была бы уже не более 10 процентов», — вспоминает девелопер Яков Литвинов. В целом по рынку с 2014 года доля импорта в себестоимости жилья сократилась в несколько раз. В массовом сегменте она на текущий момент не превышает 5%. В новостройках бизнес-класса в начале года она колебалась в пределах 10–20% в зависимости от застройщика и проекта. Наибольший процент импорта был в сегменте элитного жилья, куда из-за рубежа поставлялись в том числе инженерные системы и отделочные материалы.
Сегодня, когда из-за санкций и политического давления на производителей не только стала недоступна часть импорта, но и разорвались привычные логистические цепочки, а европейские банки замораживают платежи из России, застройщики пытаются полностью заменить европейские составляющие отечественными или зарубежными — как правило, из Китая, Турции, Казахстана и Индии.
Одна из наиболее сложных ситуаций — с лифтами. Большая лифтовая четверка — Otis, Kone, Schindler, ThyssenKrupp — отказалась от поставок в Россию. На долю иностранных компаний в прошлом году приходилось 30% российского рынка. У перехода на российские или китайские лифты есть несколько сложностей. Здания проектируются в расчете на определенные лифты, их замена должна идеально подходить по параметрам, и необходимо перепроектирование. В России не выпускаются скоростные лифты (скорость более 2,5 м/с), недостает мощностей по производству лифтов бизнес-класса, к тому же в них 5–20% импортных комплектующих. Лифты новых производителей надо сертифицировать, что требует времени. Да и сроки поставок сейчас минимум на один-два месяца дольше, чем еще месяц назад. «Лифты Kone и Otis производятся в Китае на огромных фабриках, там же можно купить лифты китайских брендов. Это будет не хуже качеством, но значительно дешевле. Однако при этом надо пожертвовать брендом, на что девелоперы элитных проектов пока не готовы», — говорит руководитель отдела продаж ГК Lift-Import Евгений Егоров.