О планах «легковой» электромобилизации населения России «Эксперт» рассказывал неоднократно (см., например, «К российскому автопрому подключают электричество», № 3 за 2022 год). И, как правило, со скепсисом в отношении прямого подражания «мировым тенденциям». Но в одно февральское утро стало ясно: мир изменился целиком и полностью. На смену экологической повестке, встраиванию в глобальные рынки и «устойчивому развитию» пришли совсем иные приоритеты. На этом фоне принятая в августе прошлого года Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года уже читается как памятник истории и культуры.
Однако события разворачиваются так, будто ничего не произошло.
Семнадцатого марта Минпромторг, «Росатом», «Автотор холдинг» и правительство Калининградской области подписали соглашение о взаимодействии в области развития экологического транспорта на территории региона. Как и ранее, «Росатом» планирует к 2025 году начать производить литий-ионные батареи (около 4 ГВт·ч в год). «Автотор», в свою очередь, уже в начале 2024 года готовится выпустить первые электромобили и зарядные станции.
Двадцать второго марта Минпромторг России, Липецкая область и компания «Моторинвест» подписали специальный инвестиционный контракт (СПИК) «по внедрению технологии производства экологически чистых городских транспортных средств на базе тяговых двигателей». Согласно официальной информации, «Моторинвест» за одиннадцать лет вложит более 13 млрд рублей и произведет 242 тыс. электромобилей пяти разных моделей до 2033 года. Как отметил глава Минпромторга Денис Мантуров, «к моменту окончания срока действия СПИКа уровень локализации продукции достигнет 5000 баллов».
Для сравнения: у Lada Granta — 4621, у Renault Logan — 2199 баллов. То есть будет создано предприятие по мелкоузловой промсборке со сваркой и окраской кузовов китайских электромобилей, которые постепенно будут обретать некоторые комплектующие российского производства. Идентичные китайским, поскольку на полноценные НИОКР нужно в несколько раз больше средств, чем предусмотрено на весь проект.