Марк Розовский — один из основателей эстрадного театра МГУ «Наш дом», ставил спектакли на сцене МХАТ, БДТ, Театра оперы и балеты имени С. М. Кирова (ныне Мариинский), Театра имени Пушкина (ныне Александринский), Театра имени Ленсовета, Театра имени Вл. Маяковского и других. В 1975 году поставил первую в СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика». В 1983-м основал театр «У Никитских ворот», который возглавляет по сей день. Автор более двух десятков книг и нескольких десятков пьес. На его счету свыше 200 публикаций в периодической печати. Его новая постановка в театре «У Никитских ворот» — мюзикл «Три мушкетера». Автор музыки — Максим Дунаевский, автор либретто — Марк Розовский, автор текстов песен — Юрий Ряшенцев. «Эксперт» поговорил с режиссером, композитором и драматургом о том, почему он снова обратился к этому сюжету, уже не раз возникавшему в его творческой судьбе.
— Почему мюзикл «Три мушкетера» возник именно сейчас?
— Он появился во время пандемии, когда из-за многочисленных потерь люди чувствовали себя психологически подавленными и в нашем театре умер один из ведущих актеров, очень дорогой для меня человек, а в такие периоды нужно что-то, что способно отвлечь и дать опору для бытового существования. Еще одна причина — в содержании романа Дюма. В 1974 году я написал эту пьесу для московского ТЮЗа, и мы с Юрием Ряшенцевым уже тогда решили, что хотим ею сказать, что для нас в ней главное. Мы хотели через нее донести из нашего дворового детства до зрителей послевоенные идеалы дружбы — дружбы, которая проверялась в войну на фронте, когда нельзя было пойти в атаку, не чувствуя рядом друга.
После войны девиз «Один за всех и все за одного» стал неписаным законом нашего дворового детства. Сейчас это исчезает. Я говорю так не потому, что хочу противопоставить свое детство детству сегодняшних людей. Для тех, кто живет в отдельной квартире, двор уже не играет столь важной роли. И я, и мои школьные друзья росли без отцов и нехватку родительского внимания восполняли в общении друг с другом. У нас существовала своя дворовая мораль. Тогда было очень много детского бандитизма, иногда принимавшего кровавые формы: у мальчишек тех лет были «писки» (лезвие, изготовленное из монеты кустарным способом. — «Эксперт»), кастеты, у меня была «дура» (металлический брусок. — «Эксперт») в кармане. Это было. Но были и неписаные законы: если двое дерутся, третий — не лезь! И когда я вижу, как сейчас пятеро избивают одного, у меня волосы встают дыбом: в моем детстве такое было невозможно. Понимаете? Это преступление перед человеческим достоинством: нельзя вдвоем бить одного, нельзя бить слабого. «Трех мушкетеров» Дюма писал не для нас, но мы его воспринимали через призму наших дворовых отношений, отсюда такая популярность романа в России.