Курс рубля продолжает шокировать рынок: на момент подготовки материала, в пятницу 8 апреля, доллар на Мосбирже периодически проваливался ниже 73 рублей, это уровни ноября прошлого года. Даже внеплановое снижение ключевой ставки ЦБ на 3 п. п., до 17% годовых, существенно на курсе рубля не сказалось. По всей видимости, рынок уже был готов к такому развитию событий. Вообще, прогнозировать курс рубля — занятие неблагодарное, особенно сейчас, когда слишком много факторов влияют на ситуацию и она может измениться буквально в течение часа. Тем не менее фундаментальные факторы — если предположить, что не будет сильных изменений в регулировании или санкциях, — говорят о том, что рубль может укрепиться и больше. Например, в 2022 году прогнозируется рекордный профицит счета текущих операций платежного баланса. По разным оценкам, он может составить от 200 до 300 млрд долларов. Аналогичная ситуация и с торговым балансом.
Газ за рубли
Прежде чем говорить о фундаментальных факторах, нужно признать, что одной из причин укрепления рубля стал перевод оплаты газа для недружественных стран в рубли (см. «Рубль идет на таран», «Эксперт» № 13 за 2022 год). Конечно, пока говорить о полноценной оплате газа в рублях рано — ведь валюта уже заключенных контрактов остается неизменной. Скорее это переносит часть санкционных рисков с поставщика газа на покупателей. Раньше конвертацию долларов и евро в рубли осуществлял сам «Газпром». Теперь же конвертация проводится от имени покупателя газа, а обязательство по оплате считается выполненным только после поступления рублей на счета «Газпрома». Конечно, это не работало бы без четкого предупреждения, что в случае непоступления оплаты газ поставляться не будет.
«Международные резервы России можно арестовать, а счета Газпромбанка (уполномоченный банк по расчетам за газ. — “Эксперт”) уже сложнее — тогда на них нельзя будет зачислить оплату газа, — объясняет заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, заведующий лабораторией макрофинансовых исследований и прогнозирования Антон Моисеев. — Это выглядит как попытка застраховаться от иранской схемы санкций с исключениями типа “нефть в обмен на продовольствие”. Когда деньги выходят в рублевый контур, они могут превращаться в другие валюты, и таким образом Россия защищает свои возможности диверсификации импорта. Главное — вывести средства из контура евро и доллара». Добавим, что новая схема эквивалентна продаже 100% валютной выручки «Газпрома» от поставок в недружественные страны.