Спецоперация России на Украине поставила в крайне непростое положение государства, прежде входившие в Советский Союз. Значительная часть постсоветского пространства включена в интеграционные союзы под эгидой Москвы, зависит от российской экономики, торговых связей и гарантий безопасности. Но, как и Россия, эти страны встроены в мировую экономику.
Представители ЕАЭС уже несут потери. По оценкам ЕБРР, из-за антироссийских санкций экономическое развитие в Киргизии снизится примерно на 1%. Ранее специалисты банка прогнозировали рост на 5%. Прогноз роста ВВП в Таджикистане снизится с 6,2 до 3%, в Казахстане — с 3,8 до 1,8%, в Армении — с 5,3 до 1,6%.
Как и ранее в крымском вопросе, элиты постсоветских государств открыто против России не выступили, но и от политики Москвы дистанцировались. Например, через месяц после начала спецоперации все постсоветские республики, кроме Белоруссии, воздержались или отсутствовали во время голосования по антироссийской резолюции на Генассамблее ООН.
С одной стороны, постсоветские страны опасаются навлечь на себя прямые экономические ограничения Запада. С другой стороны, события на Украине разбудили или актуализировали глубинные страхи в общественном сознании в некоторых кавказских и среднеазиатских республиках. Там опасаются, что Москва попытается разыграть «этническую карту», чтобы впоследствии ввести войска и ограничить суверенитет их государств.