Напомним, что в середине марта Россия заявила, что теперь платить за газ европейцы будут обязаны в рублях, а в начале апреля подоспел и порядок оплаты — максимально удобный для наших контрагентов. Согласно новой схеме, покупатели газа продолжают фактически платить за газ в валюте, указанной в договоре, в долларах или евро, но зачисляют их на счет в Газпромбанке, а тот сразу же конвертирует полученные средства в рубли. Отличие от старой схемы в том, что раньше валютная выручка «Газпрома» поступала на счета в европейских банках. Но теперь, понятное дело, эта выручка в любой момент может быть заморожена, при этом покупатели газа вроде как свои обязательства по оплате выполнили. Новый же порядок подразумевает простой принцип: нет денег (то есть рублей у «Газпрома») — нет газа.
Оплата газа по новой схеме как раз должна начаться на днях — европейцы платят за поставленный газ с некоторой отсрочкой. Еще в середине апреля Еврокомиссия изо всех сил упиралась: она заявляла, что оплата газа по новому порядку будет приравнена к нарушению антироссийских санкций, так как «передаст полный контроль российскому государству» в отношении того, когда сделка по продаже газа окажется завершена, плюс позволит России контролировать обменный курс. И вот прошла всего неделя — и ЕК, как флюгер, уже повернулась в другую сторону.
В чем тут может быть дело, гадать не надо. Экономические и финансовые новости на прошлой неделе в Европе были преимущественно плохие. Немецкий Бундесбанк предупредил, что экономика Германии в 2022 году может упасть на 2% (ранее речь шла только о росте, даже в самом плохом сценарии). Европейские облигации сильно падают — всем уже понятно, что ЕЦБ придется что-то делать со ставками, а их повышения бизнес может не перенести. Наконец, МВФ заговорил об угрозе фрагментации и сведения на нет достижений глобализации — а это уже грозит не только евро, но и доллару как глобальной резервной и расчетной валюте.
В целом же готовность Европы согласиться с российской схемой оплаты энергоресурсов вредно недооценивать. Подтрунивать над перевалкой российской нефти в мировых портах для ее смешивания в нужных пропорциях с туркменскими или арабскими углеводородами. Снисходительно встречать иностранные компании, которые возвращаются в Россию «после отладки логистики». И вспоминать о пяти стадиях принятия неизбежного.
Все это говорит о том, что западные игроки постепенно возвращают прагматику и реализм в международные отношения. В противном случае стоило бы реально опасаться сваливания в экзистенциальный конфликт: масштаб нарастающих проблем в мировой экономике таков, что только безумием западного истеблишмента можно объяснить упорное нежелание выходить на мирные договоренности по Украине.
Безусловно, Киев по-прежнему сохраняет определенную долю самостоятельности в принятии решения о продолжении военных действий. Президент Владимир Зеленский буквально накачивает эмоционально западных партнеров, шантажирует европейское пространство, требуя новых вооружений, снарядов, самолетов, танков. И «партия войны» в Брюсселе, Лондоне и Вашингтоне только рада новым заказам для ВПК и русским потерям. Сам же «слуга народа» так вжился в роль «спасителя нации», что готов погнать на убой всех сограждан, лишь бы отстоять территории, которые армия Украины восемь лет поливала свинцом.
Европа обязана найти силы и остановить это кровожадное безумие киевского режима. Уже не только ради гуманности, но и для спасения полыхающего европейского дома и деградирующей европейской экономики. По нашим оценкам, у Запада есть время до осени 2022 года, чтобы прийти в себя и посчитать все убытки. В противном случае, как в том анекдоте, потливость больного оценят уже в морге.