Пополнение НАТО сразу двумя новыми членами, Финляндией и Швецией, похоже, становится неизбежным. О таких планах страны заявили еще в середине апреля, воспользовавшись самой высокой за всю историю поддержкой этого решения среди населения. И на минувший неделе Хельсинки и Стокгольм официально передали заявки генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу.
Вряд ли вступление Финляндии и Швеции будет заблокировано Турцией: пригрозив не допустить очередного расширения военного альянса, Анкара лишь стремится выторговать себе максимально широкий пакет политических и военно-технических бонусов. Всем же формальным критериям для вступления в военный блок эти страны вполне соответствуют.
В очередном расширении НАТО немало символичного и эпохального. Все же своим нейтралитетом и внеблоковостью Финляндия и Швеция дорожили десятилетиями, поскольку это позволяло им процветать и поддерживать стратегический баланс интересов в североевропейском регионе: Дания и Норвегия, члены НАТО, уравновешивались нейтральными Финляндией и Швецией.
Для Стокгольма нейтральный статус был итогом почти двухвековой работы, направленной на переориентацию страны — из военной державы к развитому социальному государству с одним из самых высоких показателей уровня жизни. Последнее во многом было связано с тем, что Швеция старательно увиливала от больших европейских конфликтов. Нейтралитет, по сути, стал частью национальной идентичности.