Отказываясь от российских энергоресурсов, Европа совершает экономическое аутодафе, заявил президент Владимир Путин на совещании по развитию нефтяной отрасли на прошлой неделе. Настроение президента было хорошим, он много шутил и, кажется, выглядел человеком, выигравшим мировую энергетическую войну.
Совещание проходило на фоне резкого подорожания дизеля и бензина на основном мировом рынке сбыта — в США. Так, цена топлива коммерции — дизеля — здесь вышла на исторический максимум, 6 долларов за галлон (около 3,8 литра, то есть по текущему курсу около 100 рублей за литр). Потребительский бензин закрепился на уровне выше 4,5 доллара за галлон. Керосин на Восточном побережье, в частности в аэропорту Нью-Йорка, стоит больше 6 долларов за галлон, и это на 50% дороже, чем в крупнейшем мировом топливном и авиационном хабе — Амстердаме.
Все это происходит в стране, полностью покрывающей, хотя бы статистически, свои потребности в нефти и нефтепродуктах как в добыче, так и в переработке, в отличие от стран Западной Европы или Китая. Но это не останавливает рост цен на топливо на американском рынке. Еще выше цены на заправках в Европе: тот же дизель в Германии, Великобритании, Финляндии стабильно выше 2,1 евро за литр.