Еще до начала специальной военной операции на Украине акции компаний ВПК США (Lockheed Martin, Raytheon Technologies, Northrop Grumman и др.) начали обгонять S&P 500. Это происходило на фоне роста геополитической напряженности. СВО же только подхлестнула интерес к ним. Напомним, что 2020–2021 годы (из-за пандемии и затянувшегося выхода США из Афганистана) были для представителей ВПК не слишком удачными. Однако, похоже, 2022 год тоже не станет звездным для этих компаний; это уже заметно по спаду интереса к ним инвесторов в конце августа — начале сентября (см. график).
Украина не помогла
Начнем с неочевидного факта: размер финансирования, выделяемого Штатами на военную помощь Украине, не так уж значителен. По данным Госдепартамента США, которые обнародовал в августе госсекретарь Энтони Блинкен, объем военной помощи Украине, выделенный с момента прихода к власти администрации Джо Байдена, составил 10,6 млрд долларов. Кроме того, 24 августа, в День независимости Украины, президент США Джо Байден пообещал оружия и оборудования еще на 3 млрд долларов. В целом обещанная помощь, конечно, больше, но не все деньги уже выделены и далеко не все приходятся на военную составляющую.
13,6 млрд долларов — много это или мало? По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI), военные расходы США в 2021 году составили 801 млрд долларов. В номинальном выражении по сравнению с 2020 годом наблюдался рост на 2,9%, но в реальном выражении (с коррекцией на инфляцию) произошло снижение на 1,4%. Продажи оружия в 2020 году четырьмя крупнейшими военными корпорациями США и мира (три вышеупомянутые плюс Boeing) составили 157,5 млрд долларов. К сожалению, аналогичных данных за 2021 год пока нет — обычно SIPRI публикует их в декабре следующего за отчетным года. Но уже очевидно, что расходы на поддержку Украины на этом фоне не столь значительны.