Европейская газовая партия президента РФ Владимира Путина подходит к своему эндшпилю. России и Европе осталось сделать по несколько шагов перед тем, как будет объявлен шах и мат той или иной стороне в январе-феврале 2023-го — самые холодные месяцы года, на которые приходится пик потребления природного газа и электроэнергии.
Для России шах — это банкротство оператора газопровода «Северный поток — 2», мат — уход «Газпрома» со своих традиционных рынков: из Германии, Австрии, Польши. Для Европы и стоящих за ней США шах — запуск «Северного потока — 2», мат — вынужденное снятие всех санкций с России с сопутствующей разморозкой активов. В частности, такое условие обозначил президент России на ВЭФ как необходимое для снятия ограничений на поставку газа. На кону сотни миллиардов долларов как для той, так и для другой стороны — и долгосрочные экономические и политические векторы развития ЕС и России.
Пока же экономики стран Европы и России входят в новый экономический сезон с диаметрально противоположными настроениями и векторами. Так, в России статистика говорит о восстановлении промышленного роста, рекордном потреблении электроэнергии в августе, возвращении банковской отрасли к операционной рентабельности, минимальном уровне безработицы и (пока) профиците бюджета.