В Госдуму РФ внесен законопроект, разрешающий использовать в сельском хозяйстве животных, растения и микроорганизмы с измененными геномами. Это серьезный поворот в развитии отечественной генной инженерии. По действующему сегодня закону «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», все манипуляции с генами растений и животных ученые могут производить только в лабораториях, выпуск организмов с искусственно измененной ДНК в сельскохозяйственный оборот запрещен. Теперь же предлагается разделить понятия «генно-инженерно-модифицированные» (со встроенными чужеродными генами) и «генно-инженерно-редактированные» организмы (с подправленным родным геномом) и снять с организмов второго типа запрет на практическое применение , в том числе в животноводстве и растениеводстве. Согласно законопроекту, перед выпуском в окружающую среду все генно-инженерные продукты будут проходить государственную регистрацию, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти будут осуществлять мониторинг их воздействия на человека и природу. Что касается импортируемых генно-инженерных продуктов, включая ГМО, ввоз которых в Россию не запрещен, — за ними тоже будут следить, и по результатам мониторинга правительство может наложить запрет на их импорт. Это довольно строгая версия закона (по сравнению с аналогичными правовыми решениями других стран), но вместе с тем историческая для российской генетики, которая после долгих лет ожидания получает возможность запускать в коммерческий оборот результаты новейших генно-инженерных исследований.
Идея разделить законодательно регулирование разных подходов к созданию генно-инженерных продуктов возникла благодаря открытию молекулярного механизма CRISPR-Cas который позволяет удобнее и тоньше, чем прежде, редактировать геномы. В природе с помощью этого механизма бактерии и археи уничтожают своих вечных врагов — вирусы. Система CRISPR хранит, подобно библиотеке, фрагменты всех геномов вирусов, которые ранее атаковали клетку или ее предков. При очередном нападении вируса включается белок Cas, который быстро распознает врага, сравнивая последовательность со своим «каталогом», и начинает разрушать его генетический материал.
В 2012 году ученые Дженнифер Дудна и Эммануэль Шарпантье показали, что систему можно заставить работать и в высших организмах (за такое открытие восемь лет спустя им вручили Нобелевскую премию по химии).