То есть Штаты без стеснения делают все для переезда компаний из Европы в США. Однако вряд ли эта затея увенчается успехом. Действительно, в стране избыток газа и нефти, относительно недорогое электричество, поэтому американская экономика имеет конкурентное преимущество перед Европой. Да и конечная цель рукотворного энергетического криза в ЕС — новая индустриализация Штатов за счет переноса производств, капитала и ноу-хау из Европы. Более того, лидеры европейской промышленности, например BMW и Volkswagen уже анонсировали инвестиции в США.
Но американская экономика сегодня неспособна к промышленному производству, требующему миллионов дешевых и высококвалифицированных рабочих рук. В стране очень дорогая рабочая сила, при этом безработные получают щедрые пособия, и абсолютно не мотивированы к труду, хотя уровень скрытой безработицы крайне высок.
Результат — снижение производительности труда. За 73 года, с 1939-го до 2012-го, производительность промышленных рабочих в США выросла в десять раз. А с 2012-го по 2022-го оставалась без изменений. Сама же промышленность Америки переживает не лучшие годы своей истории. В прошлом десятилетии стал банкротом национальный лидер автопромышленности GM. Сейчас на ладан дышит GE, не очень хорошо дела идут у Boeing — и этот список можно продолжать очень долго.
Выйти на рынок США с промышленной продукцией сложно. Американский внутренний рынок насыщен продукцией со всего света. В результате Штаты год за годом выносят крупные промышленные фабрики в Китай, Мексику (по объему высокотехнологичного экспорта — мировая промышленная сверхдержава) и даже в Канаду. Более того, статистика по новым рабочим местам в США за последние месяцы свидетельствует: нет признаков того, что в стране пошла новая волна индустриализации. Нет заметного роста числа новых рабочих мест, что характерно для индустриального бума. Как и в прошлые годы, в США на одно новое рабочее место в промышленности создается 10‒12 рабочих мест в паразитирующих отраслях сферы услуг — консультантов, барменов, продавцов.
А как показывают новости последних недель, все, что теряют европейские компании, очень активно подхватывает китайский бизнес, не имеющий проблем с поставками энергии. Например, китайские производители без труда заместят продукцию почти 10% остановленных сталелитейных предприятий ЕС, компенсируют продукцией половину замороженного производства первичного алюминия в ЕС, легко займут рынки 27% неработающих фабрик, производящих кремний и ферросплавы.
Другой пример: химический концерн BASF объявил на прошлой неделе, что компании придется «постоянно» сокращаться в Европе, при этом высокие затраты на электроэнергию делают регион все более неконкурентоспособным. Заявление крупнейшей в мире химической группы прозвучало после того, как месяц назад была открыта первая линия завода по производству пластмасс в Китае стоимостью 10 млрд евро. «Европейский химический рынок слабо растет в течение последних десяти лет, а значительный рост цен на природный газ и электроэнергию оказывает давление на цепочки создания стоимости», — отметил исполнительный директор BASF Мартин Брудермюллер.
Падение экономики Европы и рост Китая уже нашло отражение в статистике мировой торговли. С января по сентябрь 2022 года Китай поставил на внешние рынки в общей сложности 2,11 млн автомобилей. Соответствующий показатель вырос в годовом выражении на 55,5%. Экспорт европейского лидера, Германии, за тот же период оказался меньше — 1,91 млн автомобилей. То есть китайцы выбили немцев с их традиционного рынка высокотехнологичной машиностроительной продукции. Основные рынки сбыта китайских авто в порядке убывания: США, Мексика, Япония, Бельгия, Великобритания, РФ, Германия, Южная Корея. То есть китайский автопром выдавливает европейский не только с премиального рынка, американского или английского, но и бьет немцев и корейцев на их домашних рынках.
Миролюбивая политика Китая, который демонстративно держится в стороне от европейской истерии, не отвечает на регулярные вызовы со стороны США, но и не ссорится с Россией, дает свои экономические плоды. Китай, обладающий миллионами по-прежнему дешевых рабочих рук, нарастил в последние годы квалификацию. Страна обладает развитой энергетической инфраструктурой, основа которой — современные угольные ТЭС, огромными портами-хабами, лучшей в мире сетью автомобильных и железных дорог — все это создает максимально комфортную среду для крупного бизнеса. В итоге именно Китай уже сейчас извлекает из кризисной политической ситуации в Европе свою экономическую пользу. КНР поддерживает свою экономику в условиях внутреннего кризиса недвижимости и падающей национальной валюты. Не делая резких движений, страна работает вдолгую, получает бонус, который не сможет получить ни одна из конфликтующих ныне сторон — США и Россия. На кону сердце Европы — ее промышленность, бонус — рынки Старого Света.