Топ-3 школ онлайн-образования

Екатерина Долгорукова
30 октября 2022, 18:03

Куда пойти за новой профессией, чтобы действительно получить ее

TASS
По оценкам Data Insight, в 2021 году суммарные траты граждан РФ на дополнительное онлайн-образование составили 226 млрд рублей
Читайте Monocle.ru в

Рынок онлайн-образования с каждым годом растет. Увеличивается и количество основных игроков, и заинтересованность людей в получении новых знаний. По оценкам Data Insight, в 2021 году суммарные траты граждан РФ на дополнительное онлайн-образование составили 226 млрд рублей. Дистанционные курсы прошло 19,6% взрослого населения, это более 18,1 млн человек.

Один из главных факторов развития дополнительного образования — нежелание работать по имеющейся профессии. По данным проведенных исследований, только 36% россиян работают по специальности, которую получили в вузе.

Другая причина — частые периоды неопределенности. Люди боятся потерять работу и, желая минимизировать риски, быстро осваивают новые востребованные профессии. Согласно отчету Международного экономического форума, к 2025 году 40% трудящихся будут вынуждены обучиться новым навыкам, чтобы сохранить свое рабочее место.

Третья причина роста — доступность формата. Основные преимущества, которые потребители видят в онлайн-обучении, — возможность получать знания в удобное время (53,1%) и из любой точки мира (39,7%).

Одни из популярных направлений дистанционных курсов — IT, маркетинг и коучинг. Такой выбор обусловлен очевидными причинами, главная из которых — востребованность и актуальность приобретаемых навыков.

В связи с набирающей обороты цифровизацией спрос на IT-специалистов растет ежегодно. На технологиях держится не только экономика, но и развитие любой из сфер жизни. Комфортные условия для работы в этой области создает и государство, выделяя на процветание IT-компаний финансы и разрабатывая специальные льготы для сотрудников. При этом вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко утверждает, что, несмотря на принятые меры, стране все еще не хватает одного миллиона IT-специалистов. А к 2027 году этот показатель с большой вероятностью удвоится.

Быстро развивается и сфера коучинга: объем рынка превышает 2,4 млрд долларов в год. С каждым годом темп роста индустрии увеличивается и уступает только сфере IT. Люди хотят оставаться продуктивными, видеть возможности и находить решения в нынешних нестабильных условиях. Эффективные инструменты для этого и дает коучинг.

Что касается маркетинга, то этот рынок с каждым годом становится все более конкурентным, меняются каналы и стратегии продвижения. Поэтому специалисты, умеющие адаптироваться и способные продвигать бренды в быстро меняющихся условиях, всегда будут пользоваться спросом и занимать хорошее положение на рынке труда.

Необходимо отметить, что при доступности дополнительного онлайн-образования и возможности благодаря ему быстро получить новую профессию, ключевой проблемой остается качество обучения. Часто, закончив обучение по программе, люди не могут двигаться дальше. Например, при растущем желании работать в IT и росте числа вакансий в 2021 году на 72%, количество резюме увеличилось только на 6%.

Поэтому при выборе образовательного учреждения следует обращать внимание на следующие критерии:

— институциональность — соответствие базовым требованиям к классическому учебному заведению, например таким, как наличие признаваемого диплома и курсов разного уровня;

— организация учебного процесса, другими словами, техническая подготовленность школы к организации занятий и ответам на запросы учеников;

— наличие поддержки выпускников после обучения, к примеру возможность стажировки;

— наличие дополнительных параметров, вызывающих доверие к образовательному заведению и гарантирующих дополнительные преимущества на рынке труда, к примеру наличие офлайн-представительств или курсов иностранного языка, которые помогут реализовываться в новой профессии на международном уровне.

Мы проанализировали несколько крупных онлайн-школ в каждом из этих направлений и выбрали лучшие. В рейтинг попали только узконаправленные образовательные учреждения, которые выпускают специалистов по одной или нескольким смежным специальностям.

IT: онлайн-школа HTML Academy

Онлайн-школа HTML Academy (ООО «Интерактивные обучающие технологии») с 2013 года дает возможность получить необходимые навыки и начать карьеру в сфере IT. Школа является участником проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» и осуществляет образовательную деятельность на основании государственной лицензии. Благодаря этому после прохождения обучения появляется возможность воспользоваться налоговым вычетом и компенсировать часть затрат.

На сайте школы представлена подробная информация о программах школы, а именно о четырех профессиях и пятнадцати полноценных курсах. Прохождение каждой из программ позволяет вырасти из новичка, который ничего не знает о верстке и разработке, до квалифицированного специалиста, готового строить карьеру в профессиональной индустрии IT.

Кроме того, на сайте представлен раздел с IT-тренажерами, первые восемь из которых — бесплатные. Такой инструмент позволяет изучить базовые конструкции: разметку HTML, стили CSS и JavaScript. Основатели академии рекомендуют начать обучение именно с тренажеров.

Полноценное обучение, в свою очередь, включает в себя теорию, домашние задания с обратной связью от квалифицированного наставника и прямые эфиры, во время которых преподаватели и студенты разбирают возникшие сложности. Обучение завершается защитой итогового проекта и выдачей сертификата.

На сайте HTML Academy можно также получить доступ к бесплатным материалам, которые позволят совершенствовать навыки. Помимо этого у школы есть блог и форум, где профессионалы и выпускники прошлых потоков делятся опытом и отвечают на вопросы.

По завершении обучения выпускникам предоставляют возможность воспользоваться тремя инструментами для совершенствования навыков и дальнейшего трудоустройства: Акселератор, Лига А и Центр карьеры. Первый — площадка, позволяющая получить практические навыки и опыт в команде с другими разработчиками, преимущественно практикуясь в проектах с минимальными сроками. Второй, Лига A, — аутсорсинговый проект по фронтенду, благодаря которому можно пройти оплачиваемые стажировки у реальных заказчиков. Специалисты Центра карьеры оказывают помощь в поиске вакансий, проверке и составлении резюме и взаимодействии с компаниями — потенциальными работодателями. Последние также имеют возможность разместить в Центре карьеры открытые вакансии своей компании.

Коучинг: академия коучинга 5 Prism

АНО дополнительного профессионального образования «Академия “Пять призм”») — академия полного цикла, которая обучает коучингу по стандартам Международной федерации коучинга (ICF). На ее базе можно пройти обучение с нуля до профессионального уровня MCC (высшая категория в коучинге), а также подготовиться к сертификации в ICF. Академия основана в 2019 году, и с этого момента более 11,5 тыс. коучей из 34 стран мира прошли в ней обучение.

Ключевые критерии, которые влияют на качество обучения:

1. Образовательная деятельность в академии ведется на основании государственной лицензии, что дает студентам возможность получить удостоверение о повышении квалификации государственного образца, а также налоговый вычет. Важную роль играет также система формирования устойчивых навыков в процессе обучения.

2. Российская и международная аккредитация признанными организациями. Это первая школа коучинга в русскоязычном пространстве, которая имеет аккредитацию по новым стандартам Международной федерации коучинга Level1 и международный сертификат коуча Level2.

3. Внутренняя поддержка за пределами обучения. Академия предлагает новичкам пройти открытый курс, чтобы лучше разобраться, что такое коучинг, как его применять и как зарабатывать на этой профессии. Для практикующих психологов и коучей также доступны бесплатные модули, пройдя которые будущие студенты получают представление о продвинутых программах академии.

Обучение в академии проходит посредством живых вебинаров с возможностью участвовать в обсуждениях. В школе запущен контроль посещаемости занятий учениками. Для получения сертификата необходимо присутствовать на 80% занятий. Стоит отметить, что ученики имеют возможность пройти даже пропущенные практические занятия в специально отведенные дополнительные часы. Сертификат выдается по результатам выпускного экзамена и посещаемости теоретических занятий и практик. Академия осуществляет разностороннюю поддержку выпускников в онлайн- и офлайн-формате. Центр карьеры оказывает помощь в составлении резюме и подборе вакансий, в том числе у компании — партнеров академии, которые также предоставляют ученикам академии возможность пройти стажировку.

4. Группа-индивидуальный формат. Основная задача академии — построить процессы так, чтобы ученики приобрели практический опыт уже во время обучения. Поэтому значительная часть обучения — это практики, проводимые в малых группах под наблюдением профессионального куратора.

Как формируются навыки у учеников академии:

— на лекциях с демонстрационными сессиями есть возможность разобрать на практике ситуации, с которыми обращаются к коучам;

— студенты работают в малых группах по три человека, чтобы иметь возможность увидеть, как работает материал на реальных кейсах, в роли клиента — коуча — наблюдателя;

— студенты, которые успешно прошли сертификацию, имеют возможность пройти стажировку в крупных компаниях,

— создана система обратной связи в письменной и устной форме, где выявляются уровень навыка, зоны роста и сильные стороны, благодаря чему каждый ученик видит полноценную картину прогресса своего обучения.

Техническая поддержка учеников осуществляется через телеграм-бот, в котором отвечают менеджеры курса. Обратную связь в процессе обучения ученики получают устно во время практик и письменно по итогам аттестаций и экзаменов. Кроме того, используется система оценки знаний, где после каждой практики студенты получат форму обратной связи с описанием своих сильных сторон и зон роста.

Для постоянного профессионального развития выпускников Академия предлагает участие в клубе коучей 5 Prism. Клуб представляет собой площадку, где участники на постоянной основе пополняют свои теоретические знания, в том числе от коучей высшего уровня MCC, а также получают персональные консультации по индивидуальному развитию в профессии и сильное продвигающее комьюнити.

Академия организует живые встречи в Москве и Санкт-Петербурге два раза в месяц с целью получения новых знаний и нетворкинга.

Сертификация по международным стандартам дает выпускникам академии возможность выйти на международный уровень. Кроме этого, студентам предоставляется возможность проходить курсы на английском языке.

Основные преимущества, которые потребители видят в онлайн-обучении, — возможность получать знания в удобное время (53,1%) и из любой точки мира (39,7%)

Маркетинг: академия MAED

ООО «Академия МАЕД» существует на рынке с 2013 года и предлагает курсы различной направленности в сфере маркетинга и управления бизнесом. В академии представлены разнообразные программы для новичков, практикующих маркетологов и руководителей.

Так как академия осуществляет образовательную деятельность на основании государственной лицензии, после прохождения обучения и защиты дипломной работы студенты получают диплом государственного образца и диплом MAED.

Обучение проходит онлайн на платформе Getcourse с круглосуточным доступом к материалам. Преподаватели — действующие маркетологи с опытом работы не менее трех лет. В период обучения работает оперативная обратная связь с преподавателями, кураторами и наставниками. Ученики имеют доступ к базе знаний MAED, которая содержит литературу как по специализации, так и для расширения кругозора.

Если студент MAED успешно проходит курс, собственный Центр карьеры академии оказывает сопровождение в период трудоустройства. Выпускники получают консультации HR-менеджера центра по вопросам составления резюме и прохождения собеседования, а также доступ к закрытым группам с вакансиями в области маркетинга.

С академией сотрудничают работодатели, которые нуждаются в специалистах-маркетологах. Студенты имеют возможность пройти стажировку еще во время учебы в компаниях — партнерах MAED. Контроль готовности студента к стажировке и работе маркетолога берет на себя академия. Чтобы попасть «под крыло» Центра карьеры, студент должен изучить от 30 до 100% теоретического материала, выполнить более 70% практических заданий или применить полученные знания на стажировке под наблюдением наставника.

Академия MAED — единственный официальный представитель NIMA в России. NIMA — Нидерландский институт маркетинга и международная маркетинговая ассоциация, которая объединяет компании, банки и маркетинговые агентства Европы. В его состав входят более 250 тыс. человек. За дополнительную плату студенты академии могут получить международный диплом NIMA и сертификат Международной маркетинговой конфедерации (ЕМС) по восьми программам в области классического, интернет- и digital-маркетинга. EMC является европейским разработчиком стандартов для квалификации специалистов по маркетингу, продажам и коммуникациям. Сертификация международного уровня дает возможность трудоустройства в международные компании в России и Европе.

Резюмируя, стоит сказать, что онлайн-образование — это не только источник дополнительных знаний и возможность успешно реализоваться в новой профессии, но и одно из самых перспективных направлений для получения прибыли. Согласно данным исследования «Барометр онлайн-образования», 37% опрошенных основателей онлайн-школ признались, что считают этот бизнес просто хорошим заработком, 23% хотят и умеют обучать людей, 9% хотят расширить собственные экспертные навыки, а 3% запустили проект исключительно для развития личного бренда.

В связи с этим вероятность стать жертвой недобросовестных экспертов, желающих обогатиться и не предоставить взамен достаточных знаний и тем более практического опыта, чрезвычайно велика. При этом на государственном уровне рассматривают механизмы, которые позволят эффективнее контролировать сферу онлайн-образования, но пока все остается в пределах обсуждения. Поэтому перед тем, как сделать выбор в пользу определенной школы, следует внимательно отнестись к изучению информации о ней, представленной в свободном доступе, и при необходимости запросить дополнительные сведения.