Сторонники Жаира Болсонару явно ждали реакции своего лидера, который мог призвать демонстрантов разойтись или, напротив, перейти к более активным формам протеста. Но выступление президента Бразилии не содержало ни первого, ни второго: он решил взять паузу и, похоже, рассматривает возможность не признать итоги голосования. Он заявил, что мирное выражение протеста вполне приемлемо, и призвал не следовать примеру левых, наносящих своими действиями вред обществу. «Нынешние народные волнения стали результатом возмущения и ощущения несправедливости, в связи с тем как был осуществлен избирательный процесс», — сказал Болсонару. Он не привел каких-то конкретных примеров нарушений в ходе выборов, но явно рассчитывает собрать необходимые доказательства в качестве формальной причины требовать отмены итогов голосования. Кроме того, вполне возможно, что Болсонару консультируется с руководством армии и полиции, пытаясь понять, на кого он может рассчитывать в случае силового противостояния.
Готов ли морально Болсонару опереться на армию для сохранения своей власти? Безусловно! С 1964 по 1985 год в Бразилии существовала военная диктатура, во время которой начал военную службу молодой офицер Жаир Болсонару. По прошествии трех десятилетий он позволил себе критиковать военную диктатуру того времени, которая, по его мнению, была излишне либеральной и не решилась казнить своих самых активных врагов. Опасается ли Болсонару за свою жизнь? Вряд ли, во время президентской кампании 2018 года на него было совершено покушение: он получил удар ножом в живот.
Находясь на посту президента Бразилии, Болсонару значительно упростил правила покупки гражданами оружия, формально для того, чтобы предоставить им возможность дать отпор вооруженным преступникам. Столкнувшись с волной заболеваний COVID-19, Болсонару демонстративно не носил марлевую маску, посещал массовые собрания людей, отказался прививаться. А заразившись коронавирусом, довольно легко перенес заболевание, которое сам сравнивал с сезонным гриппом. Особенно сложно отношения с Болсонару складывались у экоактивистов, феминисток и ЛГБТ-сообщества: он не только в грош не ставил их идеологию, но и обожал остро пошутить над ними.
Лула да Силва — полная противоположность Жаиру Болсонару Он стал профсоюзным лидером во времена военной диктатуры и организовывал забастовки на предприятиях. Силва уже занимал пост президента страны два срока подряд: с 2003-го по 2011-й. Находясь на посту президента, установил прекрасные личные отношения с кубинским лидером Фиделем Кастро и главой Венесуэлы Уго Чавесом. Но в отличие от своих революционно настроенных коллег по социалистическому лагерю да Силва проводил осторожную экономическую политику, предпочитая медленные социальные реформы быстрым преобразованиям. Пятном на репутации Лулы да Силвы стал коррупционный скандал, разразившийся в 2014 году. Выяснилось, что бразильская государственная нефтяная компания Petrobras осуществляла незаконные выплаты правящей Партии трудящихся и лично президенту Луле да Силве. За коррупцию и отмывание денег экс-президент был приговорен сначала к девяти с половиной годам, а затем к 12 годам заключения. Силва успел отсидеть в тюрьме чуть менее двух лет, как в 2021 году Федеральный верховный суд взял и отменил вынесенный ему приговор.
Полвека назад правый политик, пользующийся поддержкой армии и полиции, без труда остался бы при власти при полной поддержке США. Но времена изменились, и сегодня Вашингтон немного стесняется своего прошлого, в котором он активно поддерживал латиноамериканские диктатуры и боролся против левых режимов. По крайней мере, президент США Джо Байден поспешил поздравить Лулу да Силву с победой на президентских выборах и заявил, что с нетерпением ждет их совместной работы по укреплению сотрудничества между странами.