Валюта поступает в Россию почти столь же мощным потоком, как раньше, но теперь значительно меньшая ее часть уходит на оплату импорта, а остальное в солидных объемах оседает внутри страны. Об этом свидетельствуют данные счета текущих операций и финансового счета.
По результатам трех кварталов 2022 года Россия оказалась в рекордном плюсе в экономических отношениях со всем остальным миром. Профицит счета текущих операций (СТО) платежного баланса составил 198,4 млрд рублей, это на 164% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Напомним: основное, что показывает нам СТО, — это баланс между импортом и экспортом. Соответственно, профицит означает, что страна за свои реальные товары получает валюту, которую по каким-то причинам не может использовать для покупки нужных товаров за рубежом. В нашем случае это результат того, что санкции против России сильнее ограничили импорт, чем наш экспорт.
С финансовым счетом платежного баланса, который, в частности, показывает приобретение активов и кредитование, ситуация схожая. По результатам трех кварталов профицит финансового счета составил рекордные 195 млрд долларов, на 162% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Финансовый счет учитывает не только условное «кредитование» других стран в виде валюты на счетах, депозитах и наличной валюты, но и реальные валютные кредиты. Например, в Банке России отмечают в числе прочего вклад, который в результат финансового счета внесло предоставление торговых кредитов и авансов российскими компаниями зарубежным партнерам. Существенный рост торговых кредитов может говорить о менее выгодных для нас условиях внешнеторговых сделок: например, мы вынуждены кредитовать покупателей нашего экспорта или у наших импортеров требуют предоплату. А может говорить о том, что российский бизнес в условиях санкций нашел способ сохранять валютную выручку.