О планах продать «Вымпелком» холдинг Veon (зарегистрирован на Бермудских островах, имеет штаб-квартиру в Нидерландах) объявил ранее, в начале ноября. Очевидно, что в текущей сложной геополитической ситуации российский актив стал токсичным для Veon, собственниками которого с одной стороны являются российские бизнесмены (в числе его совладельцев числятся Михаил Фридман и Петр Авен). Но при этом холдинг позиционирует себя как международная компания и ставит перед собой задачу развиваться на значимых зарубежных рынках, а это с крупным российским активом в портфеле становится проблематичным.
Veon рассматривал разные варианты продажи, но в итоге пошел по распространенной сейчас схеме MBO (management buyout, выкуп компании менеджментом). Хотя и ожидалось, что активом могут заинтересоваться, скажем, крупные российские банки (например, кандидатом на покупку называли близкий к акционерам Veon Альфа-банк). Таким образом, судя по всему, произошла не номинальная, а настоящая смена собственников. По данным СПАРК, в середине ноября Александр Торбахов (ранее он работал в страховой и банковской сферах, был одним из руководителей X5 Retail Group) зарегистрировал на себя несколько компаний, которым, вероятно, скоро юридически станет принадлежать «Вымпелком».
Что касается цены приобретения, то она, как и во многих других случаях с распродаваемыми в России иностранными активами, оказалась заниженной. В настоящее время бизнес «Вымпелкома» аналитики оценивают на уровне 4,5–5,0 млрд долларов, то есть новые собственники получат компанию почти вдвое дешевле. Однако, вероятно, новым владельцам достанутся и долговые обязательства оператора связи, которые, по некоторым оценкам, составляют несколько миллиардов долларов.
Рынок воспринял объявление о сделке с воодушевлением: акции Veon на Мосбирже в одночасье выросли на 40%. Уход «Вымпелкома» из состава международного холдинга участники рынка оценивают скорее как позитивное для будущего компании событие. В последние годы «Вымпелком» был для Veon «дойной коровой»: холдинг стремился в первую очередь получить доход в моменте с этого значимого актива, нежели стратегически осуществлять инвестиции в его развитие. В результате такой политики «Билайн» испытывал трудности: если пять лет назад число абонентов оператора связи достигало почти 60 млн человек, то в настоящее время оно составляет 46 млн. Для сравнения: у лидера рынка сотовой связи компании МТС число абонентов достигает 80 млн, у «Мегафона» — 75 млн.
С новыми владельцами «Вымпелком» получил шанс уйти из более забюрократизированной международной структуры, которая использовала компанию как финансовый тягач для развития бизнеса в других странах (например, в Пакистане, Алжире, Бангладеш). Теперь «Билайн» получит возможность сконцентрироваться исключительно на своем развитии, весь вопрос в том, хватит ли у новых владельцев компании компетенций, чтобы не просто удержать, но улучшить свое положение на рынке. Последние шаги менеджмента «Вымпелкома» можно оценить как достаточно успешные. В частности, оператор сейчас активно чистит свою абонентскую базу от «мертвых душ». Согласно официальному отчету за третий квартал, компании за последние месяцы также удалось достигнуть одного из самых высоких в отрасли показателя по ARPU (средний доход на пользователя), который за период с июля по сентябрь вырос на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А летом этого года «Билайн» провел удачную ревизию своих тарифных планов. На смену старым предложениям пришел тариф UP, построенный по принципу конструктора: пользователь может гибко подбирать выгодные и удобные для него условия, например выбрать дополнительные пакеты голосовой связи или же трафика интернета в зависимости от того, что для него важнее. Одним из сложных вызовов для оператора связи в ближайшее время станет задача обновления базового оборудования, особенно в регионах, где абоненты периодически жалуются на нестабильное качество связи «Билайна».