Впрочем, торпедирование потолка, возможно, тонкая игра старших партнеров по ЕС — Германии, Франции и Италии, выдаваемая за ссору европейских «малышей». Дело в том, что потолок цен на нефть — инициатива не европейских государств. Методичку спустили из США: по данным СМИ, лимитировать цену русской нефти предложила министр финансов страны Джанет Йеллен. В свою очередь, инициатива Йеллен — это попытка установить очередную заплатку на неработающий механизм санкций против России. Несмотря на все усилия «коллективного Запада» обрушить экономику России, в этом году экспортная выручка побьет все рекорды, а профицит торгового баланса установит максимум. Наш ВВП, по прогнозу, сократится на 3% (в основном от сокращения по статье «оптовая торговля» — следствие ухода перепродавцов европейской продукции) при ожидавшихся авторами санкций падении на 8‒10%.
Таким образом, нельзя исключать, что Франция, Германия и Италия пытаются выйти из санкционной карусели, так как картина сейчас выглядит не очень пристойно. Представьте, несколько зажиточных бюргеров решили сыграть в энергетической покер с шулером. Вначале ставки были небольшие. Сыграли на уголек. В результате игры Европа была вынуждена покупать энергетический уголь этим летом по 400 долларов за тонну, тогда как российские компании, не без потерь, но смогли перенаправить свои поставки в Китай, Индию, Африку и на Ближний Восток.
Вторая партия — игра на газ. В результате партии цены для Европы взлетели в десять раз, физический экспорт главного поставщика, «Газпрома», рухнул в четыре раза от среднего за прошлый год. А вот среднемесячная выручка от продажи газа (в том числе СПГ) выросла вдвое. При этом Европа в целях экономии газа «временно» остановила работу нескольких крупнейших заводов и готовится к веерным отключениям электроэнергии этой зимой. Даже самые рьяные противники русского газа типа Финляндии вынуждены его покупать, но уже по обходным схемам, через немецких посредников. Общие потери от энергетического кризиса в Европе еще предстоит подсчитать, но уже известна цифра европейских бюджетных субсидий на компенсацию энергозатрат: они составят примерно триллион евро, или два ВВП Австрии.
Проиграв в пух и прах две партии, кажется, азартные игроки начали подозревать, с кем они сели играть в энергетический покер. При этом патрон предлагает еще раз поднять ставки и начать играть по-крупному — на нефть, самый емкий рынок энергоресурсов.
Но в Европе понимают: затея ввести потолок не очень хорошая. Крупные американские банки и трейдеры, работающие на реальном рынке энергоресурсов, один за одним заявили, что механизм лимитирования цен на российскую нефть легко обойти. Кроме того, за последний год российские нефтяники показали мастер-класс по поиску новых рынков сбыта. Тот же морской экспорт в Европу упал с начал года в три раза. При этом за десять месяцев 2022 года Россия нарастила добычу нефти на 2,4%. Это значит, что нефтяники смогли найти сбыт на всю свою нефть, от которой отказалась Европа, и в целом уже готовы к европейскому нефтяному эмбарго, которое заработает 5 декабря.
А вот Европа пока не готова. По расчетам аналитиков, уже к весне туда нагрянет дизельный дефицит. И если с газом американцы могли протянуть руку помощи, пусть и дорогую, то с нефтью это сделать сложнее. На текущий момент запасы нефти в США для этого времени года на шестилетнем минимуме, запасы дизельного топлива так и не восстановились. Более того, этой осенью для восстановления баланса внутреннего рынка американские трейдеры сами перекупали дизель, направлявшийся в Европу.
Поэтому рисков от внедрения потолка цен для Европы может оказаться больше, чем плюсов. Кроме того, рынок нефти — единственный энергетический рынок, который пока еще не начал истеричное движение вверх. И кажется, ему просто нужен повод. Траектория цен на нефть, повторяющая кульбиты угля или газа в 2022 году, вызовет панику у любого политика. Если нефть вырастет в цене в два раза, это скосит весь экономический рост в Китае, Индии и вгонит в рецессию Европу и США. Рост в три раза похоронит международную торговлю и туризм в их нынешнем виде. Дальнейший рост — мучительная, но быстрая смерть мировой экономики. Для европейцев же, получающих новые счета за тепло и электричество, новые цены на заправках могут стать еще одной причиной задать вопрос своим правительствам об эффективности их работы.
При этом Россия готова сыграть и эту партию. Устами МИДа и пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова повторяется мантра: «странам, которые введут потолок цен, нефть отпускаться не будет». «Россия готова в ответ на лимит снижать добычу», — вторит профильный вице-премьер Александр Новак. Впрочем, газовый рынок показал: в снижении добычи часто нет ничего страшного. Рост цен с лихвой компенсирует вынужденное проседание операционной деятельности компаний.