Минувший год стал худшим для розничной торговли: даже в дискаунтерах наблюдалось существенное уменьшение трафика и физического объема продаж. По подсчетам InfoLine, прошлогодний товарооборот рухнул почти на 10%. Продовольственный сегмент снизился на 4,3%, непродовольственный — на 14,3%. Наибольшее падение объемов продаж заметно на ассортименте бытовой техники и электроники, мебели (30–40%), одежде и обуви (более 20%).
Впрочем, в деньгах потребительский сектор выглядит оптимистично. По данным Росстата за 11 месяцев 2022 года, оборот розничной торговли в России составил 38,3 трлн рублей, на 8% больше показателей предыдущего года. Это произошло прежде всего за счет высокой инфляции, которая весной доходила до 15–20%, а по итогам года достигла 11,9% — рекорд последних семи лет. Продовольственные товары в среднем подорожали более чем на 10% (драйверы роста цен — молоко и молочные продукты, макароны, рыба, сахар и хлеб). Цены на непродовольственные товары увеличились в среднем на 13% (сильнее всего — на моющие и чистящие средства, бытовую технику и медикаменты).
В минувшем году было два пика потребительской активности. В конце февраля и в марте многие россияне, узнавшие о начале СВО, опасаясь роста цен и дефицита товаров из-за ухода западных брендов, активно закупали дорогостоящие импортные товары из непродовольственной розницы. Ажиотажный спрос в основном возник на бытовую технику и электронику, стройматериалы, мебель, одежду и обувь, спортивный инвентарь, лекарственные препараты, косметику. В сентябре, после объявления о мобилизации, наблюдался повышенный спрос на мясные и овощные консервы, бакалею, растительное масло, туалетную бумагу. Между этими периодами население существенно сократило свои расходы.