В 2010 году во Франции власти увеличили возраст выхода на пенсию с 60 до 62 лет. Тогда страну тоже сотрясали митинги и забастовки, которые со временем выдохлись.
В конце 2019-го президент Франции Эммануэль Макрон выдвинул идею увеличить пенсионный возраст с 62 до 64 лет, а минимальный трудовой стаж предлагается поднять с 42 до 43 лет. Вновь вспыхнули забастовки, акции протеста, но из-за начала эпидемии COVID-19 молодому реформатору пришлось отложить реализацию своих замыслов. И вот спустя три года Макрон вернулся к ним, и вновь вспыхнули забастовки и начались митинги протеста. По разным подсчетам, в протестных акциях по стране приняло участие от одного до двух миллионов человек. Однодневная забастовка полностью парализовала несколько веток парижского метро и существенно затруднила работу наземного общественного транспорта. Около 70% междугородних железнодорожных рейсов были отменены. Самое активное участие работников транспорта в забастовке объяснимо: по существующему законодательству они имели право на досрочный выход на пенсию. А одна из французских радиостанций бастовала довольно странным образом: весь день звучала музыка, а дикторы перестали выходить в эфир, лишив таким образом своих слушателей малейшего шанса узнать об их сопротивлении пенсионной реформе. В разных секторах экономики бастовало от 40 до 70% работников.
Опросы общественного мнения показывают минимальную поддержку планов правительства: около 60% опрошенных их не одобряют, а около половины выразили готовность участвовать в акциях протеста.
Однако пенсионная реформа растянута во времени: в 64 года французы начнут выходить на пенсию только в 2030 году. С сентября 2023-го возраст выхода на пенсию предлагается повышать ежегодно на три месяца, а трудовой стаж до 43 лет будет увеличен лишь к 2027 году. В качестве еще одного «пряника» предлагается увеличить минимальную пенсию до 1200 евро в месяц, что коснется как минимум двух миллионов пенсионеров. Кроме того, несмотря на прошлые протесты против пенсионной реформы, движение «желтых жилетов», недовольство граждан нелегальной миграцией и порожденным ею ростом уличной преступности, Макрон недавно выиграл президентские выборы и имеет моральное право навязывать обществу непопулярные, но необходимые решения. Премьер-министр Франции Элизабет Борн очень доходчиво объясняла, что в противном случае появится дефицит пенсионного фонда, поскольку число работников сокращается, а пенсионеров — увеличивается. Дыра в пенсионном фонде сегодня составляет около 10 млрд евро, а к 2030 году должна была увеличиться до 13,5 млрд евро.
В общем, все шло по накатанным рельсам, как вдруг Макрон взял и все испортил, не вовремя обнародовав свои наполеоновские планы. На следующий день после акций протеста и забастовок, которые премьер пыталась погасить объяснениями «раз денег нет, то и взять неоткуда», президент объявил о планах увеличения оборонного бюджета страны в период с 2024 по 2030 год с 295 до 400 млрд евро, что существенно превосходит средства, сэкономленные в результате пенсионной реформы. По словам Макрона, увеличение военного бюджета тоже дело нужное и очень важное, но возникает вопрос: почему он не догадался развести во времени эти два важных события?
Следующая забастовка и акции протеста против пенсионной реформы намечены на 31 января, и массовость их участников покажет, смог ли Макрон разозлить французов.