Не сидят в нишах

Александр Турунцев
корреспондент «Монокль»
30 января 2023, 00:00

Смогут ли банки маркетплейсов и торговых сетей потеснить традиционных игроков на финансовом рынке

SVEN HOPPE/DPA
У ретейла огромная база клиентов, и если хотя бы треть из них станет активными клиентами их банков, это пошатнет позиции традиционных банков
Читайте Monocle.ru в

Банки ретейла и IT-компаний уверенно растут и уже выходят на традиционный рынок финансов. Так, X5 Банк недавно помимо дебетовых начал выдавать и кредитные карты. Число пользователей «Ozon Карты» за год выросло в шесть раз, а сам Озон Банк активно предлагает продукты для предпринимателей — и не только для своих продавцов.

Слияние ретейла и финтеха идет давно: банки постепенно заходят на территорию розницы («СберМаркет», «Тинькофф Авто»), а ретейл создает собственные кредитные организации. Это стало возможно благодаря развитию IT, поводом же выступили растущие комиссии за эквайринг.

Интерес ретейла к финансам возник два года назад. Первой ласточкой стала покупка в мае 2021 года интернет-гипермаркетом Ozon Оней-банка у Совкомбанка. В этом же году собственные кредитные организации появились у Wildberries («Стандарт-кредит») и «Яндекса» («Акрополь»), а X5 Group начала выпускать дебетовые карты, используя лицензию Альфа-банка (см. «Заведи себе банк», «Эксперт» № 50 за 2021 год).

Все это небольшие игроки, и, поскольку банковская отчетность уже год как закрыта, мы не знаем, как они развивались в 2022 году. Но поначалу темпы роста были впечатляющими: так, Оней-банк (теперь Озон Банк) за 2021 год увеличил активы более чем на 899 млн рублей (+231,3%) — до 1,2 млрд. Яндекс Банк (бывший «Акрополь») за аналогичный период добавил 611 млн рублей — почти до 2 млрд (+49,19%).

Однако, судя по отдельным новостям, ретейл, маркетплейсы и IT-компании упорно работают над тем, чтобы их банки стали массовыми.

Копеечка от «Пятерочки»

Проект X5 Банк реализуется отдельной компанией, в число учредителей которой входят представители X5 Group и Альфа-банка. На основании лицензии последнего и оказываются банковские услуги. Насколько успешен финансовый бизнес, неизвестно: отчетность по работе банка компания не публикует, а на запрос «Эксперта» решила не отвечать.

Изначально X5 Банк выдавал только цифровые карты с функционалом карты лояльности торговых сетей компании («Пятерочка», «Перекресток») и простых банковских услуг, таких как оплата покупок, перевод денег, получение рублевого возврата и др. В Х5 Group говорили, что в будущем количество городов, где доступна X5 Карта, вырастет, в магазинах откроются банковские стойки для оформления карты, появятся новые финансовые сервисы и продукты. И проект действительно расширился: во время пилотного запуска в ноябре 2021 года X5 Карта была доступна только в 10 мегаполисах России, а сейчас ее можно заказать в 304 городах.

Более того, X5 Банк теперь предлагает кредитные карты «Пятерочки» и «Перекрестка». Оба продукта взаимодействуют с Системой быстрых платежей (СБП) и другими банками: пополнить Х5 Карту можно по номеру телефона через СБП, через банкомат или с любой банковской карты. Как написано на сайте, карту разрешается использовать в течение 60 дней без процентов «на все покупки и на переводы для погашения кредита в другом банке». Она также позволяет получать бонусы в сервисах Х5: 10% скидки в службе доставки продуктов Vprok.ru, 5% кешбэка в ресторане «Много лосося» и пр. Первый заем в размере до 30 тыс. рублей можно оформить прямо в магазине.

В декабре прошлого года у банка вышла обновленная X5 Карта, которая предлагает уже полный спектр банковских услуг и увеличенный кешбэк баллами, включая 1% баллами Х5 Клуба за покупки вне торговых сетей.

На стыке банка и телекома

Детищем небанковского изначально холдинга является относительно крупный МТС Банк (32-е место по активам: 310 млрд рублей год назад). Он отвечает за финтех в экосистеме МТС и создает финансовые продукты на грани банкинга и телекома. «Вертикаль “МТС Финтех” включает в себя МТС Банк, мобильную коммерцию, инвестиции, факторинг и кредитного брокера», — поясняют в пресс-центре МТС Банка. Иными словами, предлагается стандартный набор услуг для физлиц и бизнеса: кредитные карты, физические и виртуальные, вклады (до 10% доходности) и накопительные счета (7%), ипотека, кредиты наличными и рефинансирование, а также private banking, банковские гарантии, факторинг и услуги брокера. Получается, что в «финтех-вертикали» мобильного оператора уже сейчас есть почти все традиционные банковские продукты. И хотя финансовые результаты за 2022 год компания еще не раскрывала, на текущий момент доступна консолидированная отчетность группы МТС за девять месяцев прошлого года. Там видно, что выручка банка увеличилась более чем на 40%, вклад банка в выручку группы в России составил 12%, количество активных пользователей платежных и цифровых сервисов МТС Банка достигло почти 12 млн в экосистеме МТС, из них 3,3 млн являются его клиентами.

«Стратегический фокус МТС Банка — развитие цифрового розничного бизнеса и повседневного банковского обслуживания», — добавляют в пресс-центре.

Малыши IT-гигантов

Серьезные планы, похоже, строит и Ozon; здесь ключевым продуктом банка является Ozon Карта. Как говорят в самой компании, эта карта уже стала вторым по популярности методом оплаты на площадке маркетплейса. Ozon Карта открывается бесплатно и дает скидку до 30% на товары маркетплейса, а также кешбэк до 10% на покупки вне Ozon. К концу третьего квартала прошлого года число ее пользователей превысило 10 млн, хотя еще год назад количество выпущенных карт составляло всего 1,6 млн.

Озон Банк работает и с бизнесом: теперь продавцам на маркетплейсе доступен целый ряд сервисов, необходимых для ведения операционной деятельности, — от открытия расчетных счетов до кредитования и создания собственных программ лояльности. К примеру, в личном кабинете можно подать заявку на Ozon Кредит и получить до 100 млн рублей на срок до 12 месяцев. Или вывести средства до продажи товара с помощью услуги «Деньги до продаж». В отличие от традиционного займа здесь от клиента не требуется хорошей кредитной истории: залогом является товар на складе, а выплату можно получить, как только он появится в учетной системе.

«В конце прошлого года мы запустили услугу “Ozon Бонус” для создания собственных программ лояльности. Теперь продавцы могут начислять покупателям бонусы, которые те вправе потратить не только на маркетплейсе, но и в офлайн-магазинах. Такой сервис стимулирует пользователей делать новые покупки», — рассказывает Ваэ Овасапян, генеральный директор Ozon Fintech.

Кроме того, в Озон Банке разрабатывают продукты для предпринимателей, не представленных на маркетплейсе, — в частности, открытие расчетных счетов для малого и среднего бизнеса.

Еще один IT-гигант, компания «Яндекс», с осени 2022 года предлагает пользователям открыть цифровую дебетовую карту «Мир» в своем Яндекс Банке. Карта позволяет получать кешбэк баллами «Яндекс Плюс» за использование сервисов компании, например «Яндекс Go» или «Яндекс.Лавка». Есть и возможность положить деньги на депозит под 8,5% годовых на 367 дней с управлением через «Финуслуги» от Мосбиржи.

Выйти за рамки

«Ozon и ряд других ретейлеров развивают финансовые сервисы в дополнение к маркетплейсам, чтобы удержать клиента, снизить комиссии на эквайринг и получить дополнительную прибыль, — объясняет Георгий Ващенко, заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global. — Но они никогда не заменят традиционный банкинг». Пока известен только один пример, когда финтех-проект дорос до уровня полноценного банка, — МТС Банк. Но и он не входит в топ-30 по ряду показателей.

Хотя такие «карманные» банки ретейл-игроков снижают обороты серьезных финансовых организаций на несколько триллионов рублей в год, конкурентами их считать нельзя. «Кредитование, размещение облигаций, как правило, идет через крупные банки. В ретейле банк никогда не займет центральное место в бизнес-структуре», — считает Ващенко.

Игорь Додонов, аналитик ФГ «Финам», тоже настроен скептически: «За пределами экосистем своих материнских компаний такие банки вряд ли смогут добиться большого успеха. Все-таки банковский бизнес достаточно специфичный, здесь легко недооценить риски и получить существенные убытки». Однако, по словам эксперта, в рамках подобных экосистем шанс на успех есть: все ретейлеры имеют лояльную аудиторию, которой логично предлагать финансовые продукты. При этом они обладают данными о покупках своих клиентов и могут анализировать их предпочтения; в случае маркетплейсов есть данные и о поставщиках. «Такие банковские продукты могут оказаться вполне конкурентными в некоторых сегментах — об этом говорит опыт зарубежных игроков, в частности Amazon или Alibaba, которые вполне активно кредитуют своих поставщиков», — добавляет Додонов.

Впрочем, сами традиционные банки угрозу видят. Недаром несколько лет назад появилось понятие bank-as-a-service. Как объяснял в интервью «Эксперту» основатель TalkBank Михаил Попов, финансовая организация в этом случае оказывается интегрирована в процессы клиента. Тот не ощущает, что пользуется банком, — он просто решает свои проблемы. Например, зашел в офис туроператора, купил поездку в кредит, оплатил, получил бонус. Все это сделала тревел-компания, которая на самом деле опиралась на банковские услуги. Но клиенту это неинтересно (см. статью «Границы банка размываются», «Эксперт» № 22 за 2019 год).

Именно поэтому Сбер упорно выстраивает огромный пул всевозможных сервисов, а Альфа-банк включился в совместный проект в виде Х5 Банка.  И именно поэтому, едва российские финансисты устремились на рынок ретейла, магазины и маркетплейсы принялись создавать собственные кредитные структуры. Кажется, что основная цель банка компании — сохранение средств внутри этой компании. Но тогда ретейл и IT могли бы остановиться на внутренней работе. Однако они подключаются к СБП, начинают раздавать займы и открывать расчетные счета для малого и среднего бизнеса. И зачем им останавливаться? Если Сбер может продавать продукты, почему X5 не может выдавать потребительские кредиты? Тем более что у торговых сетей огромная аудитория. Например, в 2021 году количество пользователей Ozon, сделавших хотя бы одну покупку за год, выросло до 25 млн. Месячная аудитория «Яндекса» превысила 90 млн человек. У X5 число активных участников программы лояльности подбирается к 70 млн. Для сравнения: у Альфа-банка частных клиентов около 22 млн. У МТС банковскими услугами пользуется уже 27,5% аудитории. Если остальные игроки достигнут похожего показателя, они составят серьезную конкуренцию традиционным банкам.