Юрист КСК Групп Александр Шарапов объясняет: это затронет все российские компании, которые действуют на территории ЕС, и все европейские компании, взаимодействующие с российскими. Не обязательно, чтобы между ними была какая-то связь, достаточно просто совершать сделки.
— Какие будут последствия?
— Для российских компаний это выльется в осложнение деятельности на территории ЕС. К ним начнут проявлять более пристальное внимание. Им придется проходить дополнительные проверки, усиленные мониторинг и аудит. Однако для европейских компаний сложности окажутся еще больше. Они будут должны в своих налоговых декларациях раскрывать информацию о сделках, которые совершаются с российскими компаниями, и отражать информацию по выплаченным процентам, роялти, дивидендам. Все это осложнит поставку российских товаров и услуг в Евросоюз, а возможно, приведет и к их удорожанию. Речь, конечно, идет о тех отраслях, где это еще возможно.
— Можете немного подробнее рассказать о проблемах с налоговыми вычетами?
— Страны ЕС обязаны применить как минимум одну из следующих мер: расходы компаний — резидентов Евросоюза, понесенные в юрисдикции из черного списка, не могут использоваться для уменьшения налога на прибыль. Правила для контролируемых иностранных компаний в отношении лиц — резидентов ЕС, которые могли не применяться по национальному законодательству, должны будут применяться. Европейцам также придется принять меры, направленные на борьбу с неправомерным освобождением от налогов или с их возвратом в рамках системы взимания налога у источника (Withholding Tax, например: когда НДФЛ с зарплаты платит работодатель, а не работник. — «Эксперт»), и наконец, ограничить освобождение акционеров от налога на дивиденды.
— Насколько вообще распространено использование таких вычетов среди компаний?
— Если налоговая льгота, преференция или вычет есть, компании ими пользуются. Среди иностранных компаний, работавших с Россией, все пользовались налоговым вычетом, если соблюдали условия его получения. Теперь это станет затруднительно, а в ряде случаев невозможно.
— Насколько юридически обосновано включение России в черный список? Вопросы по русским офшорам были и раньше, но они постепенно разрешались.
— После 24 февраля ЕС прекратил переговоры с Россией по специальным административным районам (САР) на островах Русский и Октябрьский, из-за которых ее угрожали включить в серый список. Видимо, в Евросоюзе не увидели других вариантов, кроме как включить нашу страну именно в черный список, хотя из комментариев российских властей видно, что законодательство относительно этих САР дорабатывается, устанавливаются ограничения, чтобы компании не злоупотребляли правами, которые им предоставляет регистрация на островах Русский и Октябрьский.
— Есть предположение, что это может быть частью усилий ЕС по закрытию лазеек в антироссийских санкциях. Согласны ли вы с этим?
— Я бы не назвал лазейками использование законных инструментов, предоставленных российским компаниям в ЕС и европейским компаниям, работающим с Россией. Скорее всего, со стороны европейских политиков присутствует некоторое лукавство и они таким образом продолжают продвигать свою текущую геополитическую повестку.
— Стоит ли ждать массовую перерегистрацию зарубежных «дочек» российских компаний?
— САР на островах Русский и Октябрьский создавали как раз для возвращения в нашу юрисдикцию компаний с российскими корнями. Впрочем, перерегистрация зарубежных дочерних компаний в ближайшем будущем вряд ли возможна, так как в настоящий момент контролируемые российскими резидентами компании испытывают определенные трудности с получением необходимых сервисов, включая те, что требуются для их ликвидации.
Кроме того, в ЕС чаще всего находятся именно материнские компании, управляющие российскими активами. Такие компании нередко выступают промежуточным звеном между конечным собственником и принадлежащим ему в нашей стране бизнесом. Скорее всего, в ближайшее время от таких компаний станут избавляться или переводить их в другие неевропейские юрисдикции.