«Внесенная в Правительство РФ таксономия проектов технологического суверенитета обеспечит создание конкурентоспособных промышленных и потребительских товаров по критически важным направлениям на территории страны. Благодаря регуляторным послаблениям объем инвестиций в такие проекты может достичь 10 трлн рублей», — цитирует ТАСС сообщение пресс-службы министерства по итогам встречи его главы Максима Решетникова с представителями российских банков. По словам министра, у Минэкономразвития есть взаимопонимание с Центральным банком по поводу снижения риск-весов (уровня риска) по кредитам в зависимости от приоритета и кредитного качества инструмента для инвестирующих в проекты таксономии банков. Он также напомнил про уже действующие меры поддержки инвестиционной активности, среди которых соглашения о поощрении капиталовложений, инвестиционная таможенная льгота и Фабрика проектного финансирования. Кроме этого, говорится в сообщении, прорабатывается вопрос создания фондов акционерного капитала для помощи инвесторам.
Фонд акционерного капитала создается для того, чтобы недостаток собственных средств инвестора и инициатора проекта можно было дополнить деньгами коммерческих банков и ВЭБ.РФ (Государственной корпорации развития), указывает Станислав Бовт, финансовый аналитик группы компаний CMS. Собственных средств у инициатора проекта может быть менее 10% — в отличие от Фабрики проектного финансирования ВЭБа, где акционер должен иметь не менее 15% собственного капитала. В прошлом году фабрике было выделено 120 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. По итогам прошлого года и в начале нынешнего при участии ВЭБа построен новый терминал аэропорта в Новом Уренгое, реконструирована трамвайная сеть в Таганроге, закуплены 124 новых автобуса в Улан-Удэ, возведены три новые школы в Белгородской области.
Член экспертного совета по защите прав розничных инвесторов, инвестсоветник в реестре ЦБ РФ Юлия Кузнецова обращает внимание на то, что на заседании президиума Государственного совета Владимир Путин отметил большую работу Минэкономразвития и ЦБ по таксономии — то есть по формированию прозрачных критериев и стандартов для проектов технологического суверенитета и структурной адаптации. Результатом станут более низкие — но не низкие по качеству — требования к банкам в отношении кредитования промышленности, а значит, кредиты станут доступнее. Это говорит и о том, добавляет Юлия Кузнецова, что для проектов технологического суверенитета процентные ставки будут снижены. «Предполагаю также, что и процедура кредитования станет значительно проще для данных целей», — говорит она.
Что касается банковского капитала, то ВЭБ гарантирует минимальную доходность по инвестированию банков в фонды акционерного капитала на уровне 4% годовых.
«По нашим оценкам, — говорит Алексей Порошин, член генсовета “Деловой России”, генеральный директор First Investonomika, — каждый год в России реализуется порядка 30–40 тысяч инвестиционных проектов. Экономика все больше становится проектно ориентированной, но каждый год отечественной инвестиционной экономике не хватает капиталов. И каждый год мы говорим, что России нужно поставить экономику на инвестиционные рельсы. На текущий момент инвестиции составляют всего порядка 17 процентов валового внутреннего продукта. За последние три года дефицит инвестиций составил 33 триллиона рублей», — отмечает он.
На протяжении последних лет каждый год происходит изъятие средств из экономики. Бизнес и население размещают на депозитах порядка 7–10 трлн рублей, отмечает эксперт. Банки в России — расчетные институты, и они не являются инвестиционными. Инвестиционные кредиты банков составляют всего порядка триллиона рублей. Этого катастрофически мало. Если задействовать полностью инструменты проектного финансирования, то, по расчетам Алексея Порошина, можно нарастить инвестиции до 15–20 трлн рублей и профинансировать основные проекты технологического суверенитета.