Брянский автозавод выехал на «гражданку»

17 апреля 2023, 00:00
Новая политика «Алмаза–Антея» направлена на экспансию в «гражданские» ниши

Брянский автомобильный завод (БАЗ, входит в концерн «Алмаз‒Антей») представил на Дмитровском испытательном полигоне опытный образец трехосного седельного тягача БАЗ-S36A11. Полноприводная машина полной массой 35,7 тонны интересна как своими возможностями в перевозке тяжелых грузов (40 тонн и более), так и тем, что это первый грузовик марки (не считая развозных фургонов БАЗ-3783, выпускавшихся на заводе в 1990-е), изначально созданный для «гражданки». Прежде создавались платформы преимущественно оборонного назначения. Новая же политика «Алмаза‒Антея» направлена на экспансию в «гражданские» ниши. В том числе для возрождения еще недавно терпевшего бедствие автозавода.

По многим узлам и агрегатам будущая новинка унифицирована с семейством специальных армейских трех-, четырех- и пятиосных БАЗ-6909 (также известных как «Вощина-1»), в том числе по деталям независимой торсионной подвески. Новая машина имеет ширину 2,5 м, а не 2,75–3,10 м, как версии «Вощины-1», потому не требует спецпропуска как негабарит. Укладываются машина и ведомый ею автопоезд и в нормативы по нагрузке на дорожное покрытие. Правда, только как тяжеловес, так что при движении с грузом требуется пропуск, и только для дорог с допустимой осевой нагрузкой в 11,5 тонны. Для этого пришлось отказаться от тяжелого 17,2-литрового двигателя V8 в пользу 11-литровой «шестерки», пусть и менее мощной. Кроме того, тягач оснащен современной двухместной кабиной каркасно-панельной конструкции (композитные панели на каркасе из труб прямоугольного сечения) со спальными местами, кондиционером и другими атрибутами гражданской жизни. А двигатель расположен под кабиной, а не за ней, как у «Вощины-1», а значит, не «крадет» полезное пространство у возможных грузовых надстроек: машина может работать не только в качестве тягача, но и как «нормальный» грузовик или шасси для спецоборудования.

БАЗ-S36A11 выделяется также высокой степенью локализации. Рама, кабина, подвески производства БАЗ, двигатель — ярославский ЯМЗ-6531 мощностью 422 л. с. Девятиступенчатая механическая коробка передач тоже производства Ярославского моторного завода, раздаточная коробка — челнинского ЗМТ. Разработана машина в КБ Обуховского завода, также входящего в «Алмаз‒Антей» и известного прототипом 4,5-метровго электрокроссовера «е-Нева». Последний обещают выпускать серийно с 2026 года на бывшем заводе Toyota в Шушарах под Санкт-Петербургом, по 60 тыс. в год.

Впрочем, тягач тоже пока несерийный: проект может пройти еще не одну итерацию с выпуском новых опытных партий. Не обещает он быть и массовым (производство в Брянске скорее мало-, чем крупносерийное), да и конструкция не самая простая и дешевая в изготовлении. Поэтому машина не конкурент миасскому АМТ (экс-Iveco-AMT), производящему тягачи, самосвалы и спецшасси подобного «калибра» на основе китайских комплектующих. При этом БАЗ — тягач более высокого класса и по грузоподъемности, и по плавности хода (особенно вне асфальта), и по запасу прочности. И по проходимости: клиренс благодаря несоосным колесным редукторам у «военного» предка достигает 580 мм, и наверняка у новинки он будет не ниже. Те же преимущества у брянской машины и перед малосерийным четырехосным тягачом КамАЗ-65228 схожей грузоподъемности, выпуск которого временно прекращен из-за низкой локализации.

Брянская машина не станет «импортозаместителем» европейских тягачей и шасси полной массой 40 тонн. Их задача — таскать тралы по магистральным дорогам, с крайне ограниченным потенциалом вне асфальта. А БАЗ будет игроком в своей нише — там, где нужно возить грузы по реальным российским дорогам и направлениям. Занимая, таким образом, не такую уж и узкую, до нескольких сотен штук в год, нишу между спецверсиями массовых тягачей и «негабаритами» на основе военных спецшасси, выпускаемыми в том числе Брянским автомобильным.

Поэтому будущее у брянской машины (точнее, у семейства машин: наверняка за версией с колесной формулой 6 × 6 последуют 8 × 8, а может, и 10 × 8) есть. На этом шасси отлично «приживется» и спасательная техника, и вахтовые автобусы, и другие надстройки, чье оборудование требует деликатности при транспортировке, когда дороги не отличаются гладкостью или вовсе отсутствуют.