Представляется, что условия, в которых вынуждена работать значительная часть российской экономики, постоянно обременены такой вот «козой»: неподъемными ставками по кредитам, высокой налоговой нагрузкой, пресловутыми проверками. Зато когда кому-то удается избавиться от «козы», все сразу меняется в лучшую сторону.
Избавление может выглядеть как субсидия на процентные ставки по кредитам или на покупку определенной продукции или услуг, как регуляторная гильотина, отрезающая избыточные проверки и регламенты, или как налоговые льготы.
Примеры есть. Один из самых ярких — государственная поддержка агропромышленного комплекса, позволившая России из страны, импортирующей продовольствие, стать его экспортером, не пропустив при этом и насыщение собственного рынка.
Другое дело, что подобные меры — это точечное воздействие на экономику, когда выбирается отдельный сектор и именно ему оказывается поддержка. Другие же продолжают сосуществовать с «козой». Среди них, например, станкостроение и микроэлектроника. Наш провал в этих отраслях сегодня больно бьет по всей экономике.
За прошлый год правительство страны приняло более 300 мер поддержки экономики. Рабочих дней, кстати, в 2022 году было только 247. Да, год был, конечно, непростой, но и в предыдущие годы правительство не отлынивало от разработки и внедрения инструментов, предназначенных для помощи различным секторам экономики.
В реальном секторе хорошо зарекомендовал себя Фонд развития промышленности, основанный в 2014 году. ФРП с момента начала своей деятельности насыщался государственными деньгами по мере демонстрации успехов в деле кредитования. К настоящему времени общая сумма выданных им займов приближается к 400 млрд рублей. А поскольку деньги фонд выдает на условиях софинансирования, общий объем инвестиций почти в два раза больше. Но и это всего лишь около 1,5% от годового объема инвестиций в основной капитал России.
Новая правительственная мера поддержки — промышленная ипотека — принята по инициативе Владимира Путина. Она позволяет предприятиям взять льготный кредит на покупку производственных зданий. Сейчас эту меру распространили на строительство, модернизацию и реконструкцию промышленных объектов, а также увеличили финансирование программы более чем на 1 млрд рублей.
И компании выстраиваются в очередь на получение льготных кредитов под пять, а то и под три процента годовых. До увеличения финансирования промипотеки правительством банки не могли обслужить всех желающих: спрос превысил предложение.
Но в сумме, с учетом увеличения выделяемых кабмином средств на поддержку промышленной ипотеки, максимум, что смогут выдать банки по льготной ставке, — это 45 млрд рублей. Капля в море на фоне нужных промышленности инвестиционных средств.
Одна из основных проблем такого рода мер поддержки в том, что они временные. Сегодня есть, а завтра будь любезен выплачивать кредит по полной ставке.
Вторая проблема — и опыт работы ФРП, а также первые сигналы по промышленной ипотеке это показывают — малые объемы предлагаемой помощи. Против ее масштабирования, насыщения деньгами зарекомендовавших себя с лучшей стороны инструментов поддержки выступают монетарные власти: «разворуют, разгонят инфляцию, построенное и произведенное не найдет свое место на рынке». В результате российская экономика остается недоинвестированной, поскольку вкладываться в реальное производство по существующим кредитным ставкам могут позволить себе далеко не все компании.
Хотят же многие. Российская промышленность готова развиваться, выпускать больше продукции, отвоевывать свой рынок у иностранных конкурентов, идти на экспорт. Меры поддержки с каждым годом охватывают все большее количество предприятий, но сколько бы ни было точек, они все равно остаются точками. «Козу» нужно уводить отовсюду и навсегда.