Инвестиции в развитие Северного морского пути (СМП) до 2035 года превысят 20 трлн рублей — об этом говорят цифры «Востокгосплана». Мультипликативный эффект для экономики страны гигантский. На рубль бюджетных инвестиций привлекается более 10 рублей инвестиций частных. СМП — транспортная артерия, вокруг которой развиваются производства: «Восток Ойл», которому потребуется порядка 10 трлн рублей для производства более 100 млн тонн нефти, многочисленные СПГ-проекты «НоваТЭКа» суммарной стоимостью более 5 трлн рублей, которые дадут 85 млн тонн СПГ в год; масштабная модернизация производства «Норникеля» общей стоимостью более 2 трлн рублей; создание нового производства меди на Чукотке — Баимского ГОКа с анонсированными инвестициями в размере 0,6 трлн рублей.
При этом в расчеты инвестиций не включены вложения главного российского инвестора «Газпрома» и его дочерней структуры «Газпром нефти», активно работающих в Арктике, не посчитаны капитальные вложения «ЛУКойла», осваивающего месторождения нефти в ЯНАО, — просто потому, что формально сырье, добываемое этими компаниями, не попадает на СПМ. Не вошли в расчеты инвестиций проекты по освоению различных месторождений цветных и драгоценных металлов, угля из-за «незначительных» на общем фоне капитальных вложений на освоение этих месторождений.
Несмотря на санкции и запрет на поставку технологий, российские компании продолжат инвестировать в развитие российской экономики. При этом инвестиции долгосрочные, рассчитанные на десятилетия вперед. Но, что самое интересное, ни одна из компаний, работающих в тяжелейших условиях Арктики, за последний год не отказалась от своих планов долгосрочного развития в регионе. Да, из-за рестрикций планы «поехали», где-то произошло смещение на год-два, однако вектор развития никто не поменял.