Дилма Русеф, в свою очередь, пообещала, что НБР станет привлекать средства на глобальном рынке как в юанях, так и в долларах и евро. «Мы также будем стремиться финансировать проекты в местных валютах, что благоприятно скажется на внутреннем рынке и снизит зависимость от колебаний обменных курсов», — сказала она. По ее прогнозу, ВВП стран БРИКС в скором времени превысит объем экономики государств G7.
Затем Лула да Силва прибыл в Пекин, где состоялись его переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. Китайский лидер встретил своего бразильского коллегу в чрезвычайно торжественной обстановке: Дом народных собраний на площади Тяньаньмэнь, где проходили переговоры, был украшен красными флагами, почетный караул и военный оркестр по численности напоминали небольшую армию, а исполнение национальных гимнов чередовалось с орудийными салютами. В завершение торжественной церемонии встречи китайские военные устроили небольшой парад, промаршировав мимо Си Цзиньпина и Лулы да Силвы.
Во время переговоров было подписано 15 соглашений, по итогам реализации которых бразильская сторона ожидает инвестиций на сумму около 10 млрд долларов. В частности, соглашения касаются вопросов развития инфраструктуры, государственно-частного партнерства, создания рабочей группы для продолжения сотрудничества в области полупроводников и производства серии спутников CBERS-6, которые будут отслеживать вырубку лесов и возникновение пожаров в Амазонии.
О международной тематике переговоров не было сказано ни слова, но нетрудно догадаться, что стороны вряд ли могли обойти две главные темы: ситуации на Украине и на Тайване. Как известно, по этим проблемам между Китаем и Бразилией не было разногласий, и вряд ли они могли возникнуть именно сейчас.
Ранее Лула да Силва неоднократно критиковал американские односторонние санкции и призывал президента Украины Владимира Зеленского пойти на территориальные уступки ради установления мира.
Еще одним знаковым событием стала отмена визита в Китай верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля. Официальной версией отмены поездки стал ковид, внезапно и бессимптомно поразивший главу внешнеполитического ведомства Евросоюза, но, вероятнее всего, истинной причиной стал глубокий раскол между странами ЕС по вопросу политики в отношении Китая. Недавний совместный визит в Пекин фон дер Ляйен (придерживающейся проамериканской позиции) и Макрона, поддержавшего политику «одного Китая», выглядел немного странно, так что попытка Жозепа Борреля изложить коллективную позицию ЕС в одиночку стала бы похожа на диссоциативное расстройство идентичности.
Более того, вернувшись домой, Макрон лишь усилил антиамериканскую риторику, заявив о необходимости для ЕС иметь стратегическую автономию в условиях формирования двух мировых полюсов — США и Китая. «Парадокс заключается в том, что, охваченные паникой, мы считаем себя просто последователями Америки... В наших ли интересах ускорять кризис на Тайване? Нет. Хуже всего было бы думать, что мы, европейцы, должны стать последователями в этом вопросе и брать пример с американской повестки дня», — сказал президент Франции. Затем Макрон обрисовал невеселые перспективы ЕС в случае обострения конфликта между Китаем и США: «Если напряженность между двумя сверхдержавами обострится… у нас не будет ни времени, ни ресурсов для финансирования нашей стратегической автономии, и мы станем вассалами». Вероятнее всего, президент Франции просто оговорился, желая сказать «останемся вассалами».
Президент Европейского совета Шарль Мишель, который еще в декабре прошлого года в ходе визита в Китай безуспешно уговаривал Си Цзиньпина следовать во внешнеполитическом фарватере США, заявил, что большинство стран ЕС разделяют мнение Макрона о необходимости стратегической автономии ЕС.
«Произошел скачок вперед в вопросе стратегической автономии, если сравнить с тем, что было несколько лет назад… В вопросе отношений с Соединенными Штатами ясно, что для членов Евросовета могут быть нюансы и чувствительные темы. Некоторые европейские лидеры не стали бы говорить так же, как Эммануэль Макрон… Я думаю, что довольно многие думают, как Эммануэль Макрон», — сказал Шарль Мишель.
Анализируя высказывания лидеров стран ЕС, нетрудно заметить, что строго проамериканской позиции придерживаются только страны Прибалтики и Польша. А страстное желание фрау фон дер Ляйен оказать Вашингтону лишнюю услугу объясняется лишь тем, что она рассчитывает занять кресло генсека НАТО.